Рубрика: МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Article: PDF
DOI: 10.26710/fk17-02-15
Аннотация: В статье рассматривается рассказ Ф. М. Достоевского «Елка и свадьба (Из записок неизвестного» (1848) в свете жанровых традиций. Делается вывод о том, что рассказ представляет собой художественную структуру, которая образуется в результате взаимодействия двух жанровых традиций: рассказа-фельетона и рождественского рассказа. Утверждается, что пафос рассказа «Елка и свадьба» состоит в том, чтобы через конкретные и, казалось бы, частные события показать общее социальное неустройство русской жизни, губительность воздействия среды на душу и сознание ребёнка. Для реализации этой задачи Достоевский обращается к элементам жанра рассказа-фельетона. В то же время писатель своим резкооценочным изображением порочного мира взрослых стремится показать его искажающее воздействие на мир детей с их изначальной чистотой и естественностью. Авторская позиция Достоевского, субъектной формой выражения которой является образ «неизвестного» автора «записок», состоит в утверждении незыблемости христианских основ жизни. Это связано с традицией рождественского рассказа, сообщающей произведению вневременной, философский смысл. В связи социального и философского аспектов изображения тема детства будет раскрываться и далее в творчестве писателя.
Ключевые слова: РАССКАЗЫ-ФЕЛЬЕТОНЫ, РОЖДЕСТВЕНСКИЕ РАССКАЗЫ, ЖАНРОВЫЙ СИНТЕЗ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

Для цитирования:

Ермоленко, С. И. «Елка и свадьба» Ф. М. Достоевского: синтез жанровых традиций / С. И. Ермоленко, И. С. Сергеева // Филологический класс. – 2017. – №2 (48). – С. 92-99. DOI 10.26710/fk17-02-15 .