Архив журнала
Педагогическая метафорология
- 1950
- Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Article: PDF
DOI: 10.26710/fk17-04-09
Аннотация: Изучение типов, функций и прагматики метафор в различных видах дискурсов (образовательном, медицинском, военном, технологическом, политическом и др.) — перспективное направление современной гуманитарной науки. Цель исследования — характеристика основных достижений российской и зарубежной педагогической метафорологии, дифференциация ее ведущих направлений, систематизация используемых методов и эвристик. Предложена оригинальная классификация исследований по педагогической метафорологии с учетом субъекта речи (педагоги и дети), адресата речи (метафоры, обращенные к детям, и метафоры, адресованные коллегам, родителям, общественности), типа дискурса (научный, масс-медийный, образовательный), принадлежности исследования к психолого-педагогической или филологической парадигме. В отличие от традиционных, современные исследования связаны преимущественно с двумя аспектами метафорической семиотики — когнитивным и прагматическим: в первом случае изучение метафорики рассматривается как своего рода ключ к постижению концептуальной картины мира, существующей в сознании субъектов образовательной деятельности, а во втором — метафора исследуется как средство эффективного воздействия на обучающихся и одновременно как способ увлечь педагогов и родителей своими идеями. Сделан вывод о зависимости системы педагогических метафор от традиций, социальных условий и системы образования, философских взглядов и личности автора, его представлений об образовании, о взаимодействии педагогов, учеников и родителей. Основные области применения результатов, полученных при исследовании рассматриваемых метафор — выявление особенностей ментальной картины мира педагогов и школьников, выделения наиболее эффективных методик обучения и воспитания с использованием метафор, уточнение индивидуальных и национальных особенностей метафорического восприятия, фиксация исторической динамики педагогического сознания.
Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТАФОРОЛОГИЯ, ШКОЛЬНИК, ПЕДАГОГИ, УЧИТЕЛЯ, ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ
Для цитирования:
Будаев, Е. В. Педагогическая метафорология / Е. В. Будаев, А. П. Чудинов, А. В. Цыганкова // Филологический класс. – 2017. – №4 (50). – С. 60-65. DOI 10.26710/fk17-04-09 .