Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-21
Аннотация: Проблема приобщения подростков к чтению художественной литературы в ее родовом и историкокультурном своеобразии остается одной из самых актуальных. Наиболее продуктивно ее можно решать на материале малых жанров. Задача литературного образования сегодня — развитие способностей детей выбирать книги, осмысленно читать и оценивать их. Формированию квалифицированного читателя литературы помогают уроки, на которых художественный текст осмысляется целостно, системно, когда обнаруживаются связи между разными элементами художественного целого: названием, элементами хронотопа, субъектной организацией, спецификой жанра и стиля. В статье предлагается опыт анализа рассказа современной детской писательницы Н. Дашевской «Крендельков» из сборника «Около музыки» на уроках внеклассного чтения в среднем звене. Работа строится на основе стратегий смыслового чтения: обдумывание заглавия и чтение про себя с пометами. Фронтальная беседа с классом сочетается с выполнением индивидуальных заданий и работой в парах. Такая организация работы дает возможность познакомить обучающихся с творчеством Н. Дашевской, освоить содержание рассказа: проследить за изменением отношения главного героя к учителю, раскрыть внутренний конфликт в его душе; проанализировать образ Антона Кренделькова и определить приемы его создания. Анализ позволяет обнаружить в произведении Н. Дашевской жанровые признаки рождественского рассказа: присутствие элемента чудесного, наличие среди героев ребенка, а также нравственного урока. Интерес представляет обсуждение вопроса о сходстве и различии рассказа «Крендельков» и классического рождественского рассказа. Такая работа открывает новые перспективы восприятия его художественной идеи. Рассказ современной писательницы несет идею человечности, любви, добра через преображение личности: главный герой, подросток, пережив горе утраты, излечившись от душевной раны, через музыку несет в мир красоту и гармонию.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ; ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; РОЖДЕСТВЕНСКИЕ РАССКАЗЫ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ; ПОДРОСТКИ; УЧИТЕЛЯ; СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

Для цитирования:

Бикбаева, Э. Р. Большие тайны малых жанров: проект урока литературы по рассказу Н. Дашевской "Крендельков" / Э. Р. Бикбаева // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 129-133. DOI 10.26710/fk18-02-21 .