Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-19
Аннотация: Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем обучения русскому языку — проблеме формирования орфографической компетенции школьников среднего звена. В качестве средства повышения уровня орфографической грамотности обучающихся предлагается использовать на уроках методику, включающую элементы этимологического анализа. Необходимость разработки и внедрения новой методики определяется недостаточно эффективной реализацией работы с беспроверочными словами в рамках традиционных школьных учебно-методических пособий. Предлагается концепция использования этимологического анализа на уроках русского языка в средней школе, и приводятся варианты ее реализации для обучающихся разных возрастных групп среднего звена. Основными элементами, которые применяются вне зависимости от возраста школьников, являются 1) знакомство с этимологией слова или морфемы (рассказ учителя или самостоятельный поиск обучающимися информации в словарях); 2) подбор слов с изучаемой морфемой и определение их семантики; 3) фиксация схемы, содержащей исторически родственные слова; 4) составление предложений с подобранными словами. В статье содержится описание опыта применения разработанной методики, результаты позволили доказать, что при ее применении обучающиеся с легкостью, не прибегая к механическому заучиванию, усваивают написания словарных слов, содержащих непроверяемую с точки зрения современного русского языка орфограмму, что является подтверждением продуктивности разработанной методики. Использование этимологического анализа активизирует внимание обучающихся, способствует осознанному овладению правилами русского языка, расширяет их лексикон и кругозор, знакомит с историческими закономерностями развития языка, оставившими след в современном русском языке.
Ключевые слова: ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ; ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ; МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ; РУССКИЙ ЯЗЫК; МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ; УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА; ШКОЛЬНИКИ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Для цитирования:

Кондратьева, О. Н. Этимологический анализ на уроках русского языка как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся среднего звена / О. Н. Кондратьева // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 118-124. DOI 10.26710/fk18-02-19 .