Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-03-15
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования читательской грамотности. В информационном обществе она становится социально и личностно значимой. Современная школа пребывает в поиске способов формирования функциональной грамотности и оценки качества чтения. Авторы представляют опыт проведения городской Олимпиады по смысловому чтению, которая проводится в онлайн-формате в тестовой форме. В Олимпиаде представлены тексты разных видов, к которым мы наиболее часто обращаемся в жизни: текст официально-делового стиля, публицистическая статья, текст с рисунками, схемами, таблицами, диаграммами, инфографикой, а также художественное произведение. За основу взяты типы текстов и заданий, которые используются в международных измерениях и исследованиях читательской грамотности PISA. Приведены примеры поисковых, аналитических, интерпретационных, позиционных задач и заданий, ориентированных на просмотровое чтение, «схватывание», буквальное толкование, обобщение информации, поисковое, выборочное чтение, извлечение основных тем и формулирование выводов и др. Олимпиадные задания позволяют оценить навыки чтения, включающие в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации, готовность понимать, интерпретировать и осмысливать тексты, и могут быть использованы в школьной практике.
Ключевые слова: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ; СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ; ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ; ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ; ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ; АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ; ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ; ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ; ШКОЛЬНИКИ; ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ; ТЕСТИРОВАНИЕ

Для цитирования:

Терентьева, Н. П. Олимпиада по смысловому чтению как ресурс формирования функциональной грамотности / Н. П. Терентьева, Е. В. Баталова // Филологический класс. – 2019. – №3 (57). – С. 108-113. DOI 10.26170/FK19-03-15.