Рубрика: «КТО БЫЛ ПРЕДВЕСТЬЕМ, ПРЕДЗНАМЕНОВЕНЬЕМ...»: У ИСТОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-03-03
Аннотация: Объектом исследования стали три незавершенных текста Ахматовой («Поэма без героя», наброски балетного либретто к «Поэме без героя» и «Проза о поэме»). По нашей гипотезе эти произведения восходят к единому первичному замыслу, следы которого обнаруживаются в их поэтической семантике. Отсюда и цель исследования – выявить «остаточные» следы этого замысла в текстах, проследить динамику его воплощения и определить способы его реализации в семантической структуре указанных произведений. Формируясь на стыке литературоведения и психологии, цель предопределила методологию исследования, связанную с работами психолингвистического спектра. Ключевым методологическим положением статьи стала идея Н. И. Жинкина о «языке внутренней речи» как о материальном субстрате замысла. В работе показано, что в замысле «Поэмы без героя», с которым генетически соотнесены тексты набросков к балетному либретто и «Прозы о Поэме», были непосредственно усилены авербальные чувственные компоненты, связанные с визуальным и аудиальным началом. Развертывание полимодального первичного замысла в разных модусах в линейное речевое произведение сопровождается неизбежной потерей смыслов. Для того чтобы компенсировать смысловые потери при переводе внутреннего образа в вербальный план Ахматова использует три стратегии: семантическую, коммуникативную и интертекстуальную. Семантическая стратегия включает в себя номинативный аспект, предполагающий использование образов, тяготеющих по степени насыщенности личностными смыслами к внутреннему слову, и сюжетный аспект, предполагающий связь полимодальных ключевых образов с разными вариантами развертывания сюжета. Интертекстуальная стратегия предстает как средство фиксации исходных невербальных смыслов. Коммуникативная стратегия обусловливает пристальное внимание Ахматовой к читательской рецепции, что вызвано сложной полимодальной спецификой создаваемого текста Поэмы, по отношению к которому Ахматова сама становится читателем. Таким образом, гетерогенность исходных единиц общего замысла, к которому восходят анализируемые произведения, диктует смешение жанрово-родовых модусов, детерминирует семантическую структуру их образов и обусловливает принципиальную незавершенность этих текстов.
Ключевые слова: ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ; ПОЛИМОДАЛЬНЫЙ ОБРАЗ; ЛИБРЕТТО; НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ТЕКСТЫ; РУССКАЯ ПОЭЗИЯ; РУССКИЕ ПОЭТЕССЫ; ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО; ПОЭТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА; ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

Для цитирования:

Кихней, Л. Г. От замысла к тексту: парадоксы незавершенности («Поэма без героя», Наброски балетного либретто и «Проза о поэме») / Л. Г. Кихней, О. Р. Темиршина // Филологический класс. – 2019. – №3 (57). – С. 19-28. DOI 10.26170/FK19-03-03.