Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-04-18
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме – формированию у школьников и студентов умения сознательно выполнять словообразовательный анализ. Предлагается алгоритм рассуждения выполнения словообразовательного анализа, где ключевым моментом является определение словообразовательной пары, состоящей из производящего и производного слов. Именно определение производящего слова представляется сложным для подрастающего поколения. В этом случае правильно установленные мотивированные отношения способствуют выявлению производящего слова, выделению словообразовательного форманта и определению способа образования. Сформулированы три правила определения производящего слова (производящее слово ближе других к производному слову по составу; учитывается часть речи производного слова; стилистическая окрашенность). Найти производящее слово – значит правильно мотивировать производное слово. Предложены формулы и образцы мотивировок различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия – с опорой на лексическое значение производного слова, лексико-грамматический разряд и стилистический аспект. Имя существительное имеет разные формулы мотивировок: то, что…; то, чем…; то, где…; тот, кто…; действие по глаголу; признак однокоренного производящего прилагательного и другие. Имена прилагательные имеют формулы, включающие в себя определенную группу прилагательных или причастий и соответствующие производным однокоренные производящие существительные без предлога или с предлогом; «такой, который + глагол» и другие. Глаголы мотивируются через однокоренные прилагательные или существительные в сочетании с различными вспомогательными глаголами. Алгоритм определения производящего слова и схема словообразовательного анализа могут быть использованы в школе и вузе при изучении словообразования и других разделов языка. Опыт использования мотивировок и определения производящего слова в практике обучения русскому языку свидетельствует об их эффективности: у студентов формируется умение и навык профессионального анализа словообразовательной структуры слова, способность гибко применять навыки к анализу инновационных словообразовательных процессов в разных сферах языка; развивается мышление учащихся, значительно обогащается их словарный запас и грамматический строй речи.
Ключевые слова: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ; СЛОВООБРАЗОВАНИЕ; ПРОИЗВОДНЫЕ СЛОВА; УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ; СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРЫ; СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАНТЫ; ШКОЛЬНИКИ; СТУДЕНТЫ; ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

Для цитирования:

Шибакова, Л. Г. Трудные случаи словообразовательного анализа / Л. Г. Шибакова, Л. А. Конькова // Филологический класс. – 2019. – №4 (58). – С. 138-143. DOI 10.26170/FK19-04-18.