Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-11
Аннотация: В статье рассматривается функционирование феномена «сказок жизни», определивших специфику художественного мира ряда произведений русской литературы первых двух десятилетий XX века. В первой части статьи представлены ключевые особенности наджанровой универсальной категории «сказки жизни», во второй части статьи в рамках диахронного анализа проанализирован ряд произведений 1920-х годов, в которых наиболее отчетливо выражено развитие феномена в разных направлениях. Представлены результаты изучения группы текстов исследуемого периода, объединенных общей идеей синтеза сказочного и реалистического компонентов. В процессе исследования рассмотрена роль сказочной семантики и ее имманентных свойств в системе ассоциативного фона произведения, а также разъясняется специфика термина «сказки жизни». В работе впервые представлены произведения ряда писателей начала XX века, составлен перечень циклов и периодических изданий, в заголовочно-финальном комплексе которых встречается номинация «сказки жизни». Каждое из рассмотренных произведений на уровне заголовочно-финального комплекса, а также структурно-семантической организации, архитектоники демонстрирует схожие принципы построения: активное обращение авторов к художественной модели цикла; наличие маркеров современности, действительности, которые сопряжены с присутствием волшебного, сказочного начала; стремление ответить на социальные запросы; ориентирование на массового читателя (все исследуемые нами произведения направлены на развлечение и содержат в себе установку на легкое восприятие). Определяющим связующим элементом для каждого цикла становится мотив поиска счастья, характерный для литературы 1920-х годов. В каждом из анализируемых произведений герои стремятся обрести счастье либо через индивидуальные практики, либо через соединение с коллективом. Последний путь характерен для произведений, содержащих идеологический компонент, сформированный новой советской властью в 1920-е годы и соответствовавший социальному заказу. Авторский подход, в котором жанровый синкретизм определяется структурной логикой синтеза сказочного и реалистического компонентов, оказывается типичным для ряда произведений всего периода 1920-х годов.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Для цитирования:

Пархаева, А. А. «Сказки жизни» как жанровый феномен 1920-х годов / А. А. Пархаева // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 115– 122. DOI 10.26170/FK20-01-11.

For citation

Parkhaeva, A. A. (2020). The “Fairy Tales of Life” as a Genre Phenomenon of the 1920s. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №1. P. 115– 122. DOI 10.26170/FK20-01-11.

Об авторе (авторах) :

Пархаева А. А.

Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6244-8383

Список литературы:

Алтаев, Ал. Сказки жизни: сборник сказок и рассказов / Ал. Алтаев, Ар. Феличе. – Петроград, 1920. – 191 с.

Аникин, В. П. Теория фольклора: курс лекций / В. П. Аникин. – Москва: Книжный дом Университет, 2007. – 428 с.

Афонина, Е. Ю. Поэтика авторского прозаического цикла: монография / Е. Ю. Афонина. – Санкт-Петербург: ИНТАН, 2006. – 128 с.

Дарвин, М. Н. Русский лирический цикл: проблема истории и теории (на материале поэзии первой половины XIX в.) / М. Н. Дарвин. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. – 137 с.

Недлер, Н. Сказки жизни: рассказы / Н. Недлер. – Лейпциг: Тип. В. Другулина, 1920. – 160 с.

Пономарева, Е. В. Прозаический микроцикл первой трети XX века как архаическая форма / Е. В. Пономарева, Ю. П. Агеева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2014. – Т. 11, № 1. – С. 101–106.

Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – Москва: Лабиринт, 2000. – 336 с.

Савкина, И. Л. У нас уже никогда не будет этих бабушек? / И. Л. Савкина // Вопросы литературы. – 2011. – № 2. – С. 109–135.

Яковлев, А. С. Сказки моей жизни: рассказы / А. С. Яковлев. – Ленинград: Государственное издательство, 1927. – 87 с.