Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-02-13
Аннотация: Эссе В. Б. Шкловского «Натурщики протестуют» (1828) рассматривается в оптике монтажа и коллажности. Соответствуя принципам графического единства, текст эссе представляет собой соединение во многом отстоящих друг от друга литературных теорий. В статье показаны «валентности» этих теорий, намеченных литературоведом тезисно, но не развернутых в целостное последовательное высказывание (проблема границы в художественном тексте, отношения автора и героя, вопрос миметического восприятия, проблема прототипов). Многократно отмеченная исследователями монтажность композиции и фрагментарность теоретических работ Шкловского, наряду с их нарочито эклектической небрежностью, создают эффект «гиперкомпенсации»: хаотически разбросанные по тексту идеи в дальнейшем оформлялись в содержательное целое, как в работах самого автора (например, в его биографическом исследовании Л. Н. Толстого), так и за пределами творчества Шкловского. Исходя из принципов структурного анализа текста, сформулированных Р. Бартом в его монографии «S/Z», каждый элемент высказывания автора рассматривается отдельно (в статье каждое предложение (всего – 13) пронумеровано). К этим элементам приводятся лингвистические (особенности рема-тематического членения текста, специфика структурных связей ССЦ) и историко-литературные комментарии (приводятся пояснения, связанные с беллетристикой 60-х годов XIX века: воспоминаниями И. И. Панаева, повестью Н. Д. Ахшарумова «Натурщица», и современным автору контекстом: мемуары Л. Дегтярева, повесть Вс. Иванова «Гибель Железной», памфлетные романы В. Каверина и К. Вагинова, а также прототипы в «Белой гвардии» М. А. Булгакова). Отмечается вхождение в идиостиль Шкловского «чужого слова» «натурщик» и специфика его бытования в связи с концепцией «литературы факта». Отталкиваясь от полемики реальной критики второй половины XIX века, Шкловский не только проецирует современные сюжеты на отстоящие по времени и идеологическому контексту, но и уравнивает их, добиваясь тем самым парадоксального соответствия. Отдельное внимание уделено личностному переживанию, стоящему за анализируемой конструкцией. В конце статьи выдвинута гипотеза о типологической связи эссе со статьей «Памятник научной ошибке». В приложении приведены таблицы, позволяющие схематизировать некоторые тезисы анализируемого текста.
Ключевые слова: МОДЕРНИЗМ; АВАНГАРД; БЕЛЛЕТРИСТИКА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ; ЭССЕ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Для цитирования:

Козлов, А. Е. Эссе В. Б. Шкловского «Натурщики протестуют»: опыт комментария / А. Е. Козлов // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 150–158. DOI 10.26170/FK20-02-13.