Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-02-19
Аннотация: Исследование посвящено проблеме формирования навыков успешного общения у студентов языкового вуза, позволяющих продуктивно реализовывать все функции общения. В настоящее время на фоне диссонанса во многих областях коммуникации (политика, межкультурная, межличностная коммуникация) данная тема представляется актуальной. Целью исследования стало выявление возможности применения коммуникативной ситуации согласие для обучения студентов продуктивной реализации всех функций общения. Гипотеза состоит в том, что обучение умению договариваться в рамках дисциплины «Деловой английский язык» (темы «Переговоры», «Телефонный разговор», «Заключение контракта», т. д.) будет более эффективным, если приемы обучения основывать на моделях ситуации согласие. В ходе исследования были изучены факторы успешного взаимодействия (В. А. Кан-Калик, А. П. Шарухин). Далее были проанализированы около 120 коммуникативных ситуаций согласие, после чего они представлялись в виде универсальных моделей. Две из них представлены в данной статье. На основе готовых моделей разработаны функциональные схемы диалога и карточки для ролевых игр, которые применялись на занятиях по языковым дисциплинам. Всего в исследовании участвовали 72 студента и магистранта ИИЯ УрГПУ (Россия) и Университета Американский Колледж Скопье (Республика Македония) в возрасте от 18 до 25 лет (85 % девушки). Доля участия каждого автора в данном исследовании такова: Д. А. Старкова – 40 %, А. Н. Мурзич – 40 %, И. Трахановска – 20 %. Универсальность и практичность выделенных моделей доказана тем, что к каждой можно предложить несколько вариантов решения, несколько вариантов развития ролевой игры. Показано, что в результате работы студенты улучшили показатели по следующим умениям: аргументировать, сформулировать предложение привлекательно, обосновать отказ, понять другого, пойти на компромисс.
Ключевые слова: ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ; КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ; МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ; ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ; СОГЛАСИЕ; УСПЕШНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Для цитирования:

Старкова, Д. А. Коммуникативная ситуация согласие на занятиях по деловому английскому языку / Д. А. Старкова, А. Н. Мурзич, И. Трахановска // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 218– 226. DOI 10.26170/FK20-02-19.