Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-03-14
Аннотация: В начале ХХ в. американские писатели впервые начинают поиск новых форм передачи национального, отчасти отрываясь от европейского канона, а отчасти все еще ему следуя. Литературная сказка представляет собой особенно интересный материал для изучения данной проблемы, т. к. в жанрах детской литературы наиболее сильны авторские интенции изобразить общество таким, каким оно само хотело бы себя видеть. В статье рассматриваются способы репрезентации национальной идентичности на примере жанра сказки, представленном в творчестве писателей США (Л. Ф. Баума, К. Сэндберга, Дж. Тербера, Э. Б. Уайта). Цель работы – изучить разнообразие используемых авторами способов утверждения новой национальной традиции жанра (соотношение фантазийного и реалистического, систему образов персонажей, поэтическую ономастику, стилистические и сюжетные особенности литературных сказок первой половины XX в.). Анализ позволил выявить такие особенности сказочного дискурса в произведениях американских писателей, как тенденцию к ироническому переосмыслению канонов жанра, к совмещению реалистического и фантастического в повествовании, в результате чего усиливается роль языковых средств, принадлежащих к разговорному регистру. Отчетливое желание создать собственный национальный тип жанра вызывает к жизни проблему именования. Выступая в роли новых Адамов, как бы впервые дающих имена предметам, американские сказочники изобретают окказиональные способы номинации персонажей и топосов: имена, с одной стороны, могут быть полностью лишены этимологии, а с другой – отсылать читателя к типичным реалиям Нового Света. Сами персонажи наделяются такими чертами характера, которые отражают свойства американского менталитета (практичность, прагматизм, уверенность в своих силах). Пространство сказки также видоизменяется в сравнении с традиционным хронотопом. Теперь волшебство происходит либо в крупном мегаполисе, современном автору сказки, либо в типичной сельской местности, на ферме, где, как оказывается, тоже есть место чудесам. Тем не менее, конкретизация пространства ставит перед авторами новые задачи: в повествование могут быть вплетены такие традиционные темы реалистической подростковой литературы, как взросление, дружба, утрата, сострадание.
Ключевые слова: Литература США; детская литература; литературная сказка; национальная идентичность; поэтическая ономастика.

Для цитирования:

Кузнецова, Т. С. Конструирование национального в сказках писателей США первой половины XX века (стилистическое и сюжетное своеобразие) / Т. С. Кузнецова, О. Ю. Орлова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №3. – С. 164-171. DOI 10.26170/FK20-03-14.