Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-04-17
Аннотация: Рассматриваемый сквозь призму идей Бахтина об искусстве как ответственности рассказ современной британской писательницы Мэгги Джи «Художник» (2006) предстает не только как художественная форма социальной критики, но и как нетривиальное размышление о личностном измерении художника, его способности к сопереживанию и диалогу с Другим. Интрига и ирония заглавия рассказа, в сюжете которого возникает пара героев, именующих себя художниками, также закрепляется лейтмотивным повтором атрибутивной характеристики «чувствительный», понимаемой по-разному на протяжении рассказа, вплоть до ее полной деконструкции. Во-первых, система художественных средств рассказа организована с введением фокализации, «центрального сознания» героини, ограниченность художественного воображения и личностная недостаточность которой не позволяет ей понять подлинную драму героя, трудового мигранта из Боснии. Монологизм сознания героини приводит к полной объективации его образа и отрицанию Другого как равноправного субъекта. Сатирический замысел автора проявляет себя посредством введения внезапных сдвигов фокализации (от точки зрения Эммы к точке зрения Бориса), сюжетными лакунами, кольцевой композицией. Второй набор формальных средств – это знаки и символы, которые представляют собой отсутствие чувствительности и «ответственности» главного героя перед другим: способность главного героя действовать (вербально и телесно) с эмпатией ставится под сомнение. Ее зрение сильно избирательно и смещено, что передается через «остранение» (Шкловский). Ироничное и игривое использование названия сочетается с повторением атрибутивного «чувствительного», используемого и понимаемого по-разному на протяжении всей истории, что деконструирует банальную историю любви и широко распространенные культурные предубеждения, уступая место социальной драме молчания мигрантов и, наконец, ставит под сомнение этику художника.
Ключевые слова: Мэгги Джи; личность художника; Другой; ответственность; диалогизм в художественной литературе.

Для цитирования:

Джумайло, О. А. Отрицание «Другого» в рассказе «Художник» (2006) Мэгги Джи / О. А. Джумайло // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №4. – С. 173-180. DOI 10.26170/FK20-04-17.

For citation

Dzhumaylo, O. A. (2020). Silencing the Other in ‘The Artist’ (2006) by Maggie Gee. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №4. P. 173-180. DOI 10.26170/FK20-04-17.

Об авторе (авторах) :

Джумайло О. А.

Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1217-5567

Список литературы:

Attridge, D. (2004). The Singularity of Literature. London, Routledge.

Bakhtin, M. (1984). Problems of Dostoevsky’s poetics / transl. by C. Emerson. Minneapolis, University of Minnesota Press.

Bakhtin, M. (1990). Art and Answerability / ed. by M. Holquist and V. Liapunov, transl. by V. Liapunov. Austin, University of Texas Press.

Broome, B. (2015). “Empathy”. In The Sage Encyclopedia of Intercultural Competence / ed. by J. M. Bennett. London, Sage, pp. 286–289.

Hickling, A. (2006). Culture crash. In The Guardian. 18 Nov. URL: https://www.theguardian.com/books/2006/nov/18/featuresreviews. guardianreview.

Dillon, S. and Edwards, C. (2015). Maggie Gee. Critical Essays. Canterbury, Gylphy.

Gee, M. (1991). Virginia Woolf. London, British Council, Booklet Text.

Gee, M. (2006). The Blue. London, Telegram.

Gee, M. (2018). Audio of Maggie Gee’s Special Presentation on the Topic of Empathy for the “Empathy and Writing”,

Cross-disciplinary Research Group at Bath Spa University. URL: https://data.bathspa.ac.uk/articles/Professor_Maggie_Gee_-_Presentation_23rd_May_2018_-_Empathy_Group/9676244.

Head, D. (1992). The Modernist Short Story: a Study in Theory and Practice. Cambridge, Cambridge University Press.

Holquist, M. (2002). Dialogism: Bakhtin and His World. London, Routledge.

Kilic, M. O. (2013). Maggie Gee. Writing the Condition-of-England novel. London, Bloomsbury.

Nünning, V. (2015). Unreliable Narration and Trustworthiness: Intermedial and Interdisciplinary Perspectives. Walter

de Gruyter. URL: https://www.fabula.org/actualites/nunning-ed-unreliable-narration-and-trustworthiness_71515.php.

O’Connor, F. (2004). The Lonely Voice: A Study of the Short Story. New York, Melville House.

Wagner, V. (1999). Unbearable Lightness of Acts. In The Ethics and Literature / ed. by A. Hadfield, D. Rainsford and T. Woods. New York, Macmillan, pp. 73–85.