Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-01-09
Аннотация: В статье рассматривается религиозно-метафизическое основание мира, опираясь на которое Платонов создает образ нового человека. При осмыслении данного мифа обнаруживается, что образотворчество автора «Чевенгура» определяется не только достижениями точных наук, а их «встраиванием» в духовные «практики», в частности, мистерии о Софии-Премудрости. Идея спасения мира трансцендентной любовью прослеживается с учетом трудов предшественников, рассматривавших публицистические статьи, ранние рассказы, поэзию писателя. Показывается функция космогонического первообраза в авторском конструировании Софьи Александровны Мандровой – главной героини романа «Чевенгур». Теоретическим основанием исследования являются работы В. И. Тюпы об археосюжете и Г. М. Ибатуллиной, где обосновано более широкое толкование этого понятия. Соотнесенность Софии-Премудрости, наиболее полно представленной в религиозно-философских трудах С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, С. С. Аверинцева, с образом Софьи Александровны позволила увидеть символическое воплощение знаков софийного света в платоновской героине. Ей, как и ее Небесному прототипу, присущ демиургизм: в персонажной системе романа героиня является «прочей» – «брошенной матерью на месте рождения», то есть человеком «сделавшим себя». Отражением софийных лучей в ее образе становится духовная уникальность, позволяющая понимать души других людей и приходить им на помощь, а также «редкая гордость», органично «вплетенная» в ее женственность. Мерцание данных черт свидетельствует о гносеологическом смысле образа героини. Она олицетворяет собою Советскую Россию, выражает интенцию к ее Преображению, о чем отчетливо говорит притчевый контекст эпизода. В метафизическом плане образ реального мира еще очень удален от Божественного замысла о нем. Символически это выражено еще одним «ликом» Софьи Александровны – «страдающим». Как и ее Небесная покровительница, героиня ждет Спасителя, но ни один из героев им не становится. Отсутствие Спасителя позволяет несколько иначе увидеть смысл финала, не получившего в платоноведении общепринятых трактовок.
Ключевые слова: А. П. Платонов; «Чевенгур»; археосюжет; София-Премудрость; трансцендентность; демиургизм.

Для цитирования:

Хрящева, Н. П. О софийном археосюжете в романе А. Платонова «Чевенгур» / Н. П. Хрящева // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №1. – С. 118-131. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-09.

For citation

Khriashcheva, N. P. (2021). On the Sophian Archeplot in the Novel “Chevengur” by A. Platonov. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №1. P. 118-131. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-09.

Об авторе (авторах) :

Хрящева Н. П.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0001‑8434‑7498

Список литературы:

Аверинцев, С. С. София-Логос. Словарь / С. С. Аверинцев. – Киев, 2001. – 908 с. Баршт. К. А. Поэтика прозы Андрея Платонова / К. А. Баршт. – 2‑е изд., доп. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2005. – 480 с.

Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. – М. : Республика, 1994. – 415 с.

Ибатуллина, Г. М. Сквозь призму образа. Художественная рефлексия в поэтике русской литературы XIX– XX веков / Г. М. Ибатуллина. – Уфа : Гилем, Башк. энцикл., 2013. – 320 с. Книга Притч 8: 27–31.

Ливингстон, А. Христианские мотивы в романе «Чевенгур» / А. Ливингстон // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 4. – М. : ИМЛИ РАН ; Наследие. 2000. Литературное наследство. Т. 70. – М., 1963. – С. 313–314.

Малыгина, Н. М. Андрей Платонов: Поэтика «возвращения» / Н. М. Малыгина. – М. : ТЕИС, 2005. – 334 с.

Малыгина, Н. М. Образы-символы в творчестве А. Платонова / Н. М. Малыгина // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. – М. : Наследие ; Наука, 1994. – С. 162–184.

Платонов, А. Сочинения. Т 2. 1926–1927. Повести. Рассказы. Сценарии. Статьи / А. Платонов. – М. : ИМЛИ РАН, 2016. – 870 с.

Платонов, А. Сочинения. Т. 1 (2) / А. Платонов. – М. : ИМЛИ РАН, 2004. – 511 с.

Платонов, А. П. «…я прожил жизнь». Письма (1920–1950 гг.) / А. П. Платонов; сост., вступ. статья, ком. Н. Корниенко [и др.]. – М. : АСТ, 2014. – 685 с.

Платонов, А. П. Чевенгур: Роман; Котлован: Повесть / А. П. Платонов; под ред. Н. М. Малыгиной. – М. : Время, 2009. – 608 с.

Плеханова, И. И. Неопределенность у А. Платонова: в осознании героев и автора (на материале прозы конца 1920‑х годов) / И. И. Плеханова // А. Платонов и художественные искания ХХ века: проблемы рецепции: сб. научных трудов. – Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2019.

Толстая-Сегал, Е. Литературный материал в прозе Андрея Платонова / Е. Толстая-Сегал // «Возьми на радость» To Honour Jeanne von de Eng-Liedmeier. – Амстердам, 1980. – С. 193.

Тюпа, В. И. Фазы мирового археосюжета как историческое ядро Словаря мотивов / В. И. Тюпа // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: от сюжета к мотиву / под ред. В. И. Тюпы. – Новосибирск : Институт филологии СО РАН, 1996. – С. 16–23.

Флоренский, П. А. Имена / П. А. Флоренский. – М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 1993. – С. 911.

Флоренский, П. А. Письмо десятое: София / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Т. 1 (1) Столп и утверждение истины. – М. : Правда, 1990. – С. 319–392.

Хрящева, Н. «Я перестрою вселенную…»: судьба теургической идеи Андрея Платонова (1917–1926) / Н. Хрящева // Toronto Slavic Quarterly. – 2017. – № 62. – P. 268–289.

Яблоков, Е. А. На берегу неба (Роман Андрея Платонова «Чевенгур») / Е. А. Яблоков. – СПб. : PETROPOLIS, 2001. – 376 с.