Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-04-08
Аннотация: В статье на тему «Категория автора в исследованиях Мишеля Фуко: литературоведческий аспект» рассматриваются исследования Мишеля Фуко, связанные с языком, литературой и мышлением. При этом в работе основной акцент сделан на двух важнейших исследованиях Фуко, где непосредственно проявлена категория автора: это его эссе «Фантастическая библиотека. Об „Искушении святого Антония“ Гюстава Флобера» и доклад «Что такое автор?». При анализе текстов применяется сравнение с аналогичной работой того же периода «Смерть автора» (1967) Ролана Барта. Целью исследования является, во-первых, анализ малоизвестной работы Фуко «Об Искушении святого Антония», во-вторых, рассмотрение исследовательской парадигмы Мишеля Фуко в контексте его отношения к фигуре автора в тексте, в частности, художественном. Данная проблематика интересна своей многогранностью: рассмотрение работ, относящихся к одному периоду творчества Фуко, показывает, что позиция ученого была неоднозначной. С одной стороны, Фуко следует тенденции, характерной для «археологического периода» его творчества, со стремлением к минимизации роли субъекта в социальных практиках. С другой стороны, анализ работ Фуко показывает, что у него категория автора не редуцируется, а рассматривается исследователем комплексно, с учетом не только порождения текстов и смыслов, но и их дальнейшего существования в области знания. Автор предлагает несколько иначе взглянуть на привычное восприятие фигуры автора у Фуко только лишь в философском ключе, показывая, что при анализе художественных текстов фигура автора у Фуко обретает литературоведческий статус. Таким образом, результатом работы стали конкретизация места и специфики категории автора и авторства в исследовательской парадигме Фуко, установление того, что для Фуко и сам художественный текст занимает особое место, являясь более сложным объектом изучения, а соответственно, и роль автора в тексте варьируется в зависимости от специфики текста и характера дискурса. Данные выводы являются ценными для исследователей художественных текстов, так как освещают еще один способ анализа категории автора, а также значение этой категории не только в тексте, но и за его пределами. Кроме того, работа знакомит читателей с малоизвестным эссе Мишеля Фуко, являющимся важным в литературоведческом отношении.
Ключевые слова: Художественный дискурс; художественные тексты; реальные авторы; имплицитные авторы; интенция; письмо.

Для цитирования:

Ожигова, М. М. Категория автора в исследованиях Мишеля Фуко: литературоведческий аспект / М. М. Ожигова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №4. – С. 88-98. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-08.

For citation

Ozhigova, M. M. (2022). The Category of “Author” in the Studies of Michel Foucault. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №4. P. 88-98. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-08.

Об авторе (авторах) :

Ожигова М. М.
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9631-0446

Сроки публикации:

Дата поступления: 29.04.2022; дата публикации: 29.12.2022.

Список литературы:

Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – М. : Издательская группа «Прогресс» ; Универс, 1994. – 616 с.

Дьяков, А. В. Мишель Фуко и его время / А. В. Дьяков. – СПб. : Алетейя, 2015. – 672 с.

Дьяков, А. В. Проблема сверхдетерминации индивида в философии постструктурализма / А. В. Дьяков. – Курск. : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005. – 131 с.

Зенкин, С. Н. Теория литературы. Проблемы и результаты / С. Н. Зенкин. – Москва : Новое литературное обозрение, 2018. – 362 с.

Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. – М. : Интрада, 1996. – 255 с.

Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. – М. : ОАО ИГ «Прогресс», 1999. – 416 с.

Кожемякин, Е. А. Дискурсный подход к изучению институциональной культуры / Е. А. Кожемякин. – Белго­род : Изд-во БелГУ, 2008. – 244 с.

Компаньон, А. Демон теории / А. Компаньон. – М. : Издательство им. Сабашниковых, 2001. – 336 с.

Косиков, Г. К. Собрание сочинений : в 2 т. Т. 2: Теория литературы. Методология гуманитарных наук / Г. К. Косиков. – М. : Центр книги Рудомино, 2012. – 696 с.

Мишель Фуко и литература. – СПб. : Алетейя, 2020. – 144 с.

Пешков, И. В. Р. Барт и М. Фуко о генезисе категории авторства / И. В. Пешков // Liberal Arts in Russia. – 2017. – № 3. – С. 230–241.

Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2020. – с. 416.

Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. – М. : Касталь, 1996. – 448 с.

Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году / М. Фуко. – СПб. : Наука, 2007. – 677 с.

Фуко, М. Слова и вещи / М. Фуко. – М. : Прогресс, 1977. – 487 с.

Фуко, М. Фантастическая библиотека. Об «Искушении святого Антония» Гюстава Флобера / М. Фуко. – М. : ЦЭМ ; V-A-C press, 2018. – 48 с.

Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. – М. : Языки славянской культуры, 2008. – 304 с.

Golder, B. Foucault and the politics of rights / В. Golder. – Standford : Standford University Press, 2015. – 246 р.

Hubert, L. Dreyfus. Michel Foucault: Beyond Structuralism and Hermeneutics. / L. Hubert Dreyfus, P. Rabinow. – Chicago : University of Chicago Press, 1982. – 321 p.

Tanke, J. Joseph. Foucault’s philosophy of Art: a genealogy of modernity / J. Tanke. – London ; New York : Continuum International Publishing Group, 2009. – 222 p.