Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-04-04
Аннотация: Статья является частью научного проекта, направленного на изучение семантики единения и вражды в русской лексике и фразеологии. Осуществляя семасиологический подход, авторы исследуют соционим «yuppie», который принадлежит к социальной лексике и выполняет номинативную функцию для социальной группы яппи – молодых городских профессионалов. Данная социальная категория рассматривается в качестве лингвокультурного типажа, который возник в США в 1980-х годах. Цель статьи – показать специфику функционирования соционима ‘yuppie’ и его дериватов в медийных текстах. Материал исследования включает 42 статьи из зарубежных газет и информационных порталов, опубликованных с начала 1980-х по 2020-е годы. В результате анализа словарных дефиниций и речевого материала было установлено, что в английском языке сформировалось развернутое словообразовательное гнездо на основе связанной корневой морфемы yup- (yuppie, yuppieish; yuppiedom; yuppiefy; deyuppiefy; yuppiefication; Yupmobile; pre-yuppie; proto-yuppie; anti-yuppie; Über-yuppie), причем лексема ‘yuppie’ и ее дериваты продолжают выступать мотивирующими словами для новых дериватов (deyuppiefication). Посредством контекстного анализа материала установлен объем понятия, включая денотативное и коннотативное значения. Определены основные характеристики типажа: трудоголизм, чрезмерное потребление, чудаковатость и равнодушие к ближнему. В массмедиа 1980-х соционим получил ярко выраженную отрицательно-оценочную коннотацию, что в результате повлекло его эвфемизацию посредством лексемы Y-word. Наблюдение над материалом в диахронии позволяет утверждать, что с течением времени соционим ‘yuppie’ трансформировался: типаж яппи 1980-х утрачивает основные денотативные значения и приобретает иное коннотативное значение в современных медиа: зависть и неприязнь к яппи сменяется ностальгическим флером, а лексема ‘neo-yuppie’ используется для обозначения новых моделей потребления и образа жизни. Систематизация номинативных единиц, используемых для обозначения лингвокультурных типажей, позволяет выявить их основные характеристики, а также отследить изменения языковой системы в связи с социальным контекстом.
Ключевые слова: Соционимы; лингвокультурные типажи; яппи; дискурсивное конструирование; со¬циокультурные трансформации; языковые трансформации; лексическая семантика; лексемы; журнали¬стика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; языковые средства.

Для цитирования:

Дубровская, Т. В. Соционим «yuppie» в массмедиа: социокультурные и языковые трансформации / Т. В. Дубровская, Э. И. Юськаева // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №4. – С. 38-53. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-04.

For citation

Dubrovskaya, T. V., Iuskaeva, E. I. (2022). Socionym “Yuppie” in Mass Media: Sociocultural and Linguistic Transformations. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №4. P. 38-53. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-04.

Об авторе (авторах) :

Дубровская Т. В
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)
Пензенский государственный университет (Пенза, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0044-6056

Юськаева Э. И.
Уральский федеральный университет имени первого Президента Р оссии Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)
Пензенский государственный университет (Пенза, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7314-6137

Сроки публикации:

Дата поступления: 16.09.2022; дата публикации: 29.12.2022.

Список литературы:

Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка : учеб. пособие / И. В. Арнольд. – 2-е изд., пе­рераб. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 374 c.

Бабушкин, А. П. Когнитивная лингвистика и семасиология / А. П. Бабушкин, И. А. Стернин. – Воронеж : ООО «Ритм», 2018. – 229 с.

Бельчиков, Ю. А. О культурном коннотативном компоненте лексики / Ю. А. Бельчиков // Язык: система и функционирование. – 1988. – С. 30–35.

Буряковская, В. А. Трансформация семантики некоторых языковых единиц как идентификатор ценностных сдвигов в обществе / В. А. Буряковская // Грани познания. – 2015. – № 1 (35). – С. 50–55.

Гагут, Л. Д. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: Тексты лекций / Л. Д. Гагут, К. Н. Панферов. – М. : МГТУ ГА, 2008. – 96 с.

Данкова, Н. С. Групповая идентичность байкеров в аксиологическом аспекте (на материале Интернет-ком­муникации) / Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская // Научный диалог. – 2018. – № 7. – С. 53–65.

Дмитриева, О. А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Дмитриева О. А. – Волгоград : Волгогр. гос. пед. ун-т, 2007. – 40 c.

Добросклонская, Т. Г. Ключевые слова «новой реальности» XXI века в англо-американском медиадискурсе / Т. Г. Добросклонская // Медиалингвистика : материалы VI международной научной конференции, Санкт-Пе­тербург, 30 июня 2022 года / науч. редактор Л. Р. Дускаева ; отв. редактор А. А. Малышев. – Санкт-Петербург : ООО «Медиапапир», 2022. – С. 570–573.

Дубровская, Т. В. «Любви достойна только мать и Гелендваген 5.5»: пацанская лирика как жанр молодёжного интернет-дискурса / Т. В. Дубровская // Жанры речи. – 2019. – № 1 (21). – C. 56–65.

Дубровская, Т. В. ‘I was the first Westerner, the only English person: дискурсивное конструирование нацио­нальной идентичности / Т. В. Дубровская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Лингви­стика. – 2015. – № 2. – С. 25–40.

Жаркынбекова, Ш. К. Репрезентация лингвокультурного типажа «yuppie» в языковой картине мира амери­канцев / Ш. К. Жаркынбекова, Э. Б. Заданова // Язык, общество, личность и творчество Низами Гянджеви : Меж­дународная научная конференция, Сумгаит, 28–29 октября 2021 года. – Сумгаит : Сумгаитский государственный университет, 2021. – С. 402–406.

Карасик, В. И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции / В. И. Карасик // Полити­ческая лингвистика. – 2020. – № 2 (80). – С. 25–34. – DOI: 10.26170/pl20-02-02.

Карасик, В. И. Языковая кристаллизация смысла / В. И. Карасик. – Волгоград : Издательство «Парадигма», 2010. – 422 с.

Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика / И. М. Кобозева. – М. : ЛЕНАНД, 2019. – 352 с.

Кожемякин, Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования / Е. А. Кожемя- кин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 12 (83). – С. 13–21.

Кустарев, А. Престижный соционим / А. Кустарев. – Текст : электронный // Культурная эволюция. – URL: https://yarcenter.ru/articles/society/prestizhnyy-sotsionim-51952/ (дата обращения: 07.07.2022).

Леонтьева, Т. В. Идентичность как организующая идея новой лексики и фразеологии / Т. В. Леонтьева, А. В. Щетинина // Научный диалог. – 2021. – № 12. – С. 89–105.

Леонтьева, Т. В. Галерея лингвистических портретов социальных типажей : монография / Т. В. Леонтьева, А. В. Щетинина, М. А. Еремина. – Екатеринбург : Ажур, 2018. – 336 c.

Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности : коллективная монография / М. М. Ива­нова, Ю. В. Какичева, А. Ю. Коровина [и др.] ; под редакцией О. А. Дмитриевой ; Волгоградский государствен­ный педагогический университет ; Научно-исследовательская лаборатория «Аксиологическая лингвистика». – Волгоград : Парадигма, 2010. – 228 с.

Полонский, А. В. Массмедийность как категория дискурса и текста / А. В. Полонский // Дискурс современ­ных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования : I Междунар. науч.-практ. конф. 1–4 апреля 2014. – Белгород : Константа, 2014. – С. 110–122.

Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. – 288 с.

Цупикова, Е. В. Интеграция наук в поисках смысла в рамках современной семасиологии / Е. В. Цупикова, О. С. Фисенко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1 (23). – С. 70–77.

Щетинина, А. В. Теоретико-методологические основы идеографирования социальной лексики : моногра­фия / А. В. Щетинина ; под науч. ред. Т. В. Леонтьевой. – Екатеринбург : Ажур, 2018. – 180 с.

Эйто, Дж. Словарь новых слов английского языка / Дж. Эйто. – М. : Русский язык, 1990. – 434 c.

Юрина, А. А. Субкультура яппи: попытка социологического анализа / А. А. Юрина // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – № 5 (116). – С. 45–50.

Ярмахова, Е. А. Лингвокультурный типаж «английский чудак»: дис. …канд. филол. наук / Ярмахова Е. А. – Волгоград : Волгогр. гос. пед. ун-т, 2005. – 191 с.

Busch, B. Media, politics, and discourse: interactions / B. Busch // Encyclopedia of Language and Linguistics. – Am­sterdam : Elsevier, 2006. – P. 609–616.

Carpini, M. D. Do Yuppies Matter? Competing Explanations of Their Political Distinctiveness / M. D. Carpini, L. Sigelman // The Public Opinion Quarterly. – 1986. – Vol. 50 (4). – P. 502–518.

Coleman, M. The Social History of the American Family: An Encyclopedia / M. Coleman, L. Ganong. – SAGE Publi­cations, Inc., 2014. – 2144 p.

Collins English Dictionary. – URL: https://www.collinsdictionary.com (mode of access: 15.07.2022). – Text : elec­tronic.

Dekker, P. The political distinctiveness of young professionals: ‘yuppies’ or ‘new class’? / P. Dekker, P. Ester // Political Psychology. – 1990. – Vol. 11 (2). – P. 309–330. – DOI: 10.2307/3791692.

Dubrovskaya, T. V. Values as a unifying power in teachers’ online communities / T. V. Dubrovskaya, E. I. Yuskaeva // ICERI2021 Proceedings. 14th annual International Conference of Education, Research and Innovation. Online Confe-rence. 8–9 November, 2021. – Valencia : IATED Academy, 2021. – P. 2030–2037. – doi: 10.21125/iceri.2021.

Fairclough, N. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research / N. Fairclough. – London ; New York : Routledge, 2004. – 270 p.

Ferguson, K. L. Eighties People: New Lives in the American Imagination / K. L. Ferguson. – NY : Palgrave Macmillan, 2016. – 193 p.

Hammond, J. L. Yuppies / J. L. Hammond // Public Opinion Quarterly. – 1986. – Vol. 50 (4). – P. 487–501. – https:// doi.org/10.1086/268999.

McKay, S. Media and language / S. McKay // Encyclopedia of Language and Linguistics. – Amsterdam : Elsevier, 2006. – P. 597–602.

Smith, N. Of Yuppies and Housing: Gentrification, Social Restructuring, and the Urban Dream / N. Smith // Envi­ronment and Planning D: Society and Space. – 1987. – Vol. 5 (2). – P. 151–172. – DOI: 10.1068/d050151.

Thornborrow, J. Media: analysis and methods / J. Thornborrow // Encyclopedia of Language and Linguistics. – Am­sterdam : Elsevier, 2006. – P. 616–623.

Yule, G. The study of language / G. Yule. – Cambridge : Cambridge University Press, 2003.