Рубрика: КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Article: PDF
Аннотация: Статья посвящена изучению вербальной репрезентации брендированного образа локальной речевой культуры российских регионов. Материалом для анализа послужили регионально маркированные медиатексты, формирующие единый когнитивный образ «Сказочной карты России». Актуальность исследования обусловлена значимостью фольклорных образов для построения региональной идентичности и формирования имиджа территории в медиасреде. В статье представлены результаты сопоставительного анализа как традиционных фольклорных и сказочных образов (Колобок, Дед Мороз), так и созданных искусственно на основе авторских художественных произведений для поддержания региональных брендов (Золотая Рыбка, Конек-Горбунок). Научная новизна статьи связана с разработкой концепции медиатекста в формате культурной медиакарты, понятием медиаобраза локальной речевой культуры и лингвокогнитивным подходом к изучаемым явлением. В результате лингвопрагматического и контент-анализа публикаций, связанных с медиапроектом «Сказочная карта России», авторы пришли к следующим выводам. Медиакарта представляет собой структурный и содержательный тип медиатекста, оформленный в виде гипертекста или, точнее, сверхмедиатекста и обладающий такими признаками, как нелинейность, целостность, сегментированность, иерархичность, открытость, вариативность. В современной медиасреде выделяется особая группа медиакарт – культурные медиакарты, т. е. сверхмедиатексты, тематически ограниченные региональной культурой и чаще всего обладающие лингвопрагматическими характеристиками трэвел-медиатекстов. Экстралингвистические причины привели к широкому распространению «нового мифотворчества» в этой сфере деятельности. В результате деятельности региональных сообществ, стремящихся привлечь внимание к туристическим достопримечательностям региона, изменяется когнитивное пространство региона, преломление которого в медиасреде можно рассмотреть в виде лингвокогнитивной модели – медиаобразе региона. В медиаобразе региона появляются ранее не свойственные ему или слабо актуализированные дополнения – литературные или фольклорные персонажи, отдельные черты региональной культуры (местная речь, одежда, ремесла и т. д.), новые ценности и смыслы. В результате происходит некоторая редакция стереотипных представлений о регионе, отдельных аспектов региональной идентичности, повышается ценность бренда, возможно, в ущерб более значимым образам.
Ключевые слова: лингвофольклористика; массовая коммуникация; локальная речевая культура; постфольклор; неомифология; медиаобраз; бренд; гипертекст

Для цитирования:

Ильина, Е. Н. Медиаобраз регионов в «Сказочной карте России» / Е. Н. Ильина, Ю. Н. Драчева // Филологический класс. – 2023. – Том 28 ⋅ №2. – С. 9-21.

For citation

Ilyina, E. N., Dracheva, I. N. (2023). Media Images of the Regions in the Project “Fairy-Tale Map of Russia”. In Philological Class. 2023. Том 28 ⋅ №2. P. 9-21.

Об авторе (авторах) :

Ильина Е. Н. 
Вологодский государственный университет (Вологда, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1797-8959


Драчева Ю. Н.

Вологодский государственный университет (Вологда, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8709-3470

Сроки публикации:

Дата поступления: 24.11.2022; дата публикации: 30.06.2023

Список литературы:

Источник
СРНГ – Словарь русских народных говоров. Вып. 1–52. – СПб. : Наука, 1965–2021.


Литература
Арутюнова, Н. Д. Дискурс. Речь / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / глав. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – С. 136–137.
Белоусов, А. Ф. Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты / А. Ф. Белоусов, В. В. Абашев, Т. В. Цивьян. – М. : ЯСК, 2004. – 672 с.
Громыко, С. А. Традиционная севернорусская народная культура в туристическом дискурсе проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» / С. А. Громыко // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 60–63.
Драчева, Ю. Н. Медиаобраз локальной устной речевой культуры: когнитивно-языковые механизмы : дис. … д-ра филол. наук / Драчева Ю. Н. – Архангельск : [б. и.], 2019. – 545 с.
Журавлев, А. Ф. Кто такой Царь Горох / А. Ф. Журавлев // Русская речь. – 2010. – № 2. – С. 111–115.

Замятин, Д. Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук / Д. Н. Замятин // Социологическое обозрение. – 2010. – Т. 9, № 3. – С. 26–50.
Люсый, А. П. Крымский текст в русской литературе / А. П. Люсый. – СПб. : Алетейя, 2003. – 314 с.
Медиалингвистика в терминах и понятиях : словарь-справочник / науч. ред. Л. Р. Дускаева. – М. : Флинта, 2018. – 435 с.
Медиаобраз региона в современной массовой коммуникации / науч. ред. Е. Н. Ильина. – Вологда : ВоГУ, 2022. – 329 с.
Меднис, Н. Е. Сверхтексты в русской литературе / Н. Е. Меднис. – Новосибирск : НГПУ, 2003. – 170 с.
Петрова, Н. С. Кикимора Вятская и Кощей Тверской, или Фейклорная карта России / Н. С. Петрова // Фольклор XXI века: Герои нашего времени : сборник статей / сост. М. Д. Алексеевский. – М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2013. – С. 30–38.
Рязанцева, Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация / Т. И. Рязанцева. – М. : ЛКИ, 2010. – 256 с.
Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера : монография. Т. 1 / сост., отв. ред. Е. Ш. Галимова, А. Г. Лошаков. – Архангельск : ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. – 410 с.
Терских, М. В. Медиаобраз Сибирского региона: лингвокогнитивное моделирование / М. В. Терских, Е. Д. Малёнова. – Омск : ЛИТЕРА, 2015. – 157 с.
Топоров, В. Н. Петербургский текст русской литературы / В. Н. Топоров. – СПб. : Искусство-СПБ, 2003. – 612 с.
Углев, В. А. Многообразие карт в научном познании: между семиотикой и картосемиотикой / В. А. Углев // Геоконтекст. – 2014. – № 2. – С. 39–47.
Юдина, Т. А. Концепт «Оренбург» в произведениях русских писателей XIX–XX вв. : дис. ... канд. филол. наук / Юдина Т. А. – Оренбург : [б. и.], 2009. – 358 с.