Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-2-87-95
Аннотация: Гротеск, по мнению большинства исследователей (Ю. В. Манн, Д. П. Николаев, М. Т. Рюмина, Т. Ю. Дормидонова, Д. В. Козлова и др.), становится важным в литературе в кризисные, переломные моменты. Это в значительной степени связано с тем, что переходная историческая эпоха актуализирует переходные художественные формы. Таким временем поистине тектонических изменений в отечественной истории, культуре, литературе стали 1920-е гг., которые инспирировали гротескное, амбивалентное по своей сути, мироощущение и мироотражение. Выразитель такой амбивалентности Л. Н. Лунц, один из основателей группы «Серапионовы братья», отразил новый «перевернутый» мир в своем драматургическом творчестве, сконструировав особую, гротескную модель мира. Обращаясь к условному времени / месту действия или же перенося его в далекое прошлое, он, безусловно, пытается осмыслить настоящее. Амбивалентный характер как самой действительности, так и ее восприятия нагляднее всего проявляется в образной системе пьес, хотя, безусловно, отражается во всех элементах художественной системы. В трагедии «Вне закона» главный герой существует в постоянном поиске точки опоры, отвергая только что утвержденное. В финале пьесы внутренний конфликт достигает своего пика, раскрывая раздвоенность героя: он и правитель, которого коронует Папа, и разбойник, сын каменотеса. В метадраме «Обезьяны идут!» амбивалентность поступков соотносится с неустойчивостью, зыбкостью мира. Все происходящее на сцене имеет двойной смысл, каждый является и случайным участником действия, и персонажем революционной пьесы со своей ролью. Трубадур Бертран де Борн из одноименной трагедии пытается совместить в себе два начала – его «меч убивал, а голос оживлял». Однако по сложной, гротескной логике смерть не ведет к обновлению, а победа означает поражение. В пьесе «Город правды» амбивалентность является определяющей чертой и условных образов горожан и солдат, и каждого отдельного персонажа, отражая тем самым «неготовость» мира, отсутствие нормы.
Ключевые слова: амбивалентность; гротеск; художественное мировоззрение; драматургия 1920-х гг.; творчество Л. Н. Лунца; художественный образ

Для цитирования:

Бабенко, И. А. Амбивалентность гротескного образа в драматургии Л. Н. Лунца / И. А. Бабенко, О. К. Страшкова. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 2. – С. 87-95. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-87-95.

For citation

Babenko, I. A., Strashkova, O. K. (2025). Ambivalence of the Grotesque Image in L. N. Lunts’ Dramatic Works. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 2. P. 87-95. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-87-95.

Об авторе (авторах) :

Бабенко И. А.

Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7380-5561

SPIN-код: 8229-6197

Страшкова О. К.

Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8740-5048

SPIN-код: 1727-6350

Сроки публикации:

Дата поступления: 28.01.2025; дата публикации: 30.06.2025

Список литературы:

Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 4 (2). – М. : Языки славянских культур, 2010. – С. 7–517.

Вольская, А.Б. Поэтика драматургии Лунца : дис. … канд. филол. наук / А. Б. Вольская. – СПб., 2014. – 183 с.

Гоголь, Н. В. Нос / Н. В. Гоголь // Полное собрание сочинений : в 14 т. Т. 3. – М. ; Л. : Издательство академии наук СССР, 1938. – С. 47–77.

Гоголь, Н. В. Письмо Жуковскому В. А., 29 декабря 1847 г. (10 января 1848 г.), Неаполь / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Переписка : в 2 т. Т. 1. – М. : Художественная литература, 1988. – С. 211–216.

Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. – М. : Искусство, 1984. – 350 с.

Дормидонова, Т. Ю. Гротеск как литературоведческая проблема / Т. Ю. Дормидонова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 51. – С. 40–44.

Замятин, Е. И. «Серапионовы братья» / Е. И. Замятин // Литературные записки. – 1922. – № 1. – С. 7–8.

Краснова, М. Гротескный шаг обезьян / М. Краснова // Новый мир. – 2005. – № 3. – С. 179–183.

Купченко, Т. А. Условная драма 1920–1950-х годов (Л. Лунц, В. Маяковский, Е. Шварц) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Т. А. Купченко. – М., 2005. – 29 с.

Лейдерман, Н. Л. Теория жанра / Л. Н. Лейдерман. – Екатеринбург : Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 904 с.

Лунц, Л. Н. «Обезьяны идут!» Собрание произведений / Л. Н. Лунц. – СПб. : ООО «ИНАПРЕСС», 2003. – 752 с.

Манн, Ю. В. Амбивалентность художественного мира Гоголя / Ю. В. Манн // Toronto Slavic Quarterly. – URL: http://www.urbancenter.utoronto.ca/tsq/31/mann31.shtml (дата обращения: 15.09.2024).

Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. В. Манн. – М. : Художественная литература, 1988. – 413 c.

Пинский, Л. Е. Реализм эпохи Возрождения / Л. Е. Пинский. – М. : Гослитиздат, 1961. – 367 с.

Рюмина, М. Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность / М. Т. Рюмина. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 320 с.

Фрейденберг, О. М. Происхождение пародии / О. М. Фрейденберг // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1973. – С. 490–497.

Юрков, С. Е. Гротеск в культуре русского Средневековья : дис. … канд. филос. наук / С. Е. Юрков. – СПб., 1997. – 210 с.