Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-3-146-156
Аннотация: Рассматривается критическая рецепция драматургии Г. Гауптмана в России на рубеже XIX–XX вв. Основное внимание сосредоточено на образах гауптмановских персонажей в оценках российских критиков. Одной из характерных черт гауптмановского героя является «ницшеанство». На примере ранних пьес «Перед восходом солнца», «Одинокие» и «Потонувший колокол» анализируется степень проникновения отечественных журнальных критиков в авторскую концепцию. Изучение материалов отечественной периодики рубежа XIX–XX вв. дает возможность определить основные направления общественного интереса, обрисовать круг экзистенциальных проблем, характеризующих российское общественное сознание рассматриваемого периода, как то: вопрос о личной свободе, о предназначении человека, вопросы морали и нравственности. Критические оценки виднейших представителей театральной и журнальной критики выявляют основные доминанты в творчестве Г. Гауптмана, определяют характер вхождения немецкого драматурга в русскую культуру. В то же время рецепция Г. Гауптмана является косвенным отражением рецепции Ф. Ницше в России. Большинство критиков рубежа веков рассматривают творчество немецкого писателя в контексте идей Ф. Ницше о сверхчеловеке. Частые соотнесения персонажей Г. Гауптмана с ницшевским Заратустрой, с одной стороны, свидетельствуют о небывалой популярности философа на российской почве, а с другой – через оценки гауптмановских персонажей высвечивают специфику восприятия самих идей Ф. Ницше. Целью статьи является уточнение представлений русской критики конца XIX – начала XX вв. о типе гауптмановского «героя-ницшеанца». Предметом статьи является восприятие гауптмановского «героя-ницшеанца» русской критикой рубежа XIX–XX вв. Объект исследования – драматургия Г. Гауптмана. Проведенный анализ показал, что гауптмановская драматургия во многих статьях и заметках рубежа XIX–XX вв. оценивается по традиционным критериям, а именно в романтической или реалистической парадигме, а в интерпретации ницшевского «сверхчеловека» акцентируются прежде всего индивидуализм и жестокость.
Ключевые слова: немецкая литература; немецкая драматургия; немецкие драматурги; литературное творчество; литературные жанры; пьесы; литературные сюжеты; литературные образы; литературные герои; Г. Гауптман; критическая рецепция; сверхчеловек; Ф. Ницше; ницшеанство; новая драма; русская критика

Для цитирования:

Миклухо, Ю. Ю. Герой-ницшеанец Г. Гауптмана в оценке русской критики рубежа XIX–XX вв. / Ю. Ю. Миклухо. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 3. – С. 146-156. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-146-156.

For citation

Miklukho, Yu. Yu. (2025). The Nietzschean Hero of G. Hauptmann as Viewed by Russian Criticism at the Turn of the 19th–20th Centuries. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 3. P. 146-156. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-3-146-156.

Об авторе (авторах) :

Миклухо Ю. Ю.

Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0004-5182-1623

SPIN-код: 2677-7032

Сроки публикации:

Дата поступления: 09.01.2025; дата публикации: 31.10.2025

Список литературы:

Андреевич, Г. Одинокие люди. Др. в 5 д. Пер. О. Н. Поповой. СПб., 1899 / Г. Андреевич // Жизнь. – 1899. – Т. 4. – С. 334.

Аничков, Е. Предтечи и современники. Т. I. На Западе / Е. Аничков. – Санкт-Петербург : Книгоиздательство «Освобождение», 1910. – 446 с.

Белкин, А. И. Творчество Фридриха Ницше в оценке русских религиозных мыслителей / А. И. Белкин // Вестник Мордовского университета. – 2007. – Т. 17, № 2. – С. 5–10. – EDN TECRXJ.

Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. – Москва : Республика, 1994. – 528 с.

Берг, Л. Сверхчеловек в современной литературе / Л. Берг. – Москва : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и К., 1905. – 258 с.

Вановский, В. Потонувший колокол. Эскиз / В. Вановский // Новое слово. – 1897. – № 12, разд. 10. – С. 20–29.

Введенский, А. В. Письма о современном искусстве. II, III, VI / А. В. Введенский // Русский вестник. – 1898. – Т. 254, № 4. – С. 167–192.

Венгерова, З. Новости иностранной литературы / З. Венгерова // Вестник Европы. – 1900. – № 9. – С. 381.

Веселовский, А. Н. Свободный театр / А. Н. Веселовский // Артист. – 1894. – № 33. Январь. – С. 113.

Гольцев, В. Заметка о современном театре / В. Гольцев // Артист. – 1893. – № 10. – С. 123.

Грот, Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени: Фридрих Ницше и Лев Толстой / Н. Я. Грот. – Москва : Типо-лит. Высоч. утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1893. – 36 с.

Гуревич, Л. Драматическая сказка Гауптмана. Современная молодежь в изображении Отто Эрнста. «Poil de Carotte» Жюля Ренара / Л. Гуревич // Жизнь. – 1900. Май. (Новости иностранной литературы), т. V. – С. 230.

Евлахов, А. М. Герхарт Гауптман: путь его творческих исканий / А. М. Евлахов. – Ростов-на-Дону : Типография Н. Д. Пастуха, 1917. – 151 с.

Зингерман, Б. Очерки истории драмы XX века / Б. Зингерман. – Москва : Наука, 1979. – 390 с.

Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX в. / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – Москва : Высшая школа, 1988. – 520 с.

Иванов, И. Из западной культуры. Культурные плоды германского единства. По поводу книги: G. Hauptmann, Adolph Bartels. Weimar. 1897 / И. Иванов // Мир божий. – 1898. – № 2. – С. 93.

Каспэ, И. Однажды Фридрих Ницше переоделся Фридрихом Ницше («Ницшеана» на русском языке) / И. Каспэ // Новое литературное обозрение. – 2002. – № 2 (54). – С. 24. – EDN HSDSAN.

Коган, П. С. Романтизм и реализм в европейской литературе XIX века / П. С. Коган. – Санкт-Петербург : Библиотека Вольного Университета, 1914. – 120 с.

Колтоновская, Е. Герхарт Гауптман / Е. Колтоновская // Вестник Европы. – 1912. – № 12. – С. 325–331.

Краснов, П. Н. Загадочная драма / П. Н. Краснов // Книжки недели. – 1898. – № 1. – С. 147–160.

Краткий очерк жизни и творчества Г. Гауптмана // Артист. – 1892. – № 19. – С. 202–209.

Ландсберг, Г. Долой Гауптмана / Г. Ландсберг. – Москва : Книгоиздательство «Скорпион», 1902. – 92 с.

Луначарский, А. В. Перед лицом рока. К философии трагедии / А. В. Луначарский // Образование. – 1903. – № 10, отд. 2. – С. 1–27.

Меркулова, М. Г. Новая драма / М. Г. Меркулова // Новый филологический вестник. – 2011. – № 2 (17). – С. 122–126. – EDN TBDNAD.

Мирович, Н. Трагедия обыденной жизни в современной драме (Драмы Гауптмана и Чехова) / Н. Мирович // Вестник воспитания. – 1902. – № 3. – С. 156–179.

Отзыв французского критика (Эдгара Родэ) о Гауптмане // Книжки недели. – 1894. Июнь. – С. 291.

Разумова, Н. Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства / Н. Е. Разумова. – Томск : Томский государственный университет, 2001. – 521 с.

Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – Москва : Издательство «АСТ», 2016. – 1024 с.

Рейнгольдт, А. А. Драматург-реформатор / А. А. Рейнгольдт // Книжки недели. – 1893. Июнь. – С. 5.

Родэ, А. Гауптман и Ницше / Э. Родэ. – Москва : А. И. Мамонтов, 1902. – 87 с.

Саломе, Л. А. Драма «Молодой Германии» / Л. А. Саломе // Северный вестник. – 1898. – № 2. – С. 59.

Соловьев, В. С. Идея сверхчеловека / В. С. Соловьев // Собрание сочинений. Т. 8. – Санкт-Петербург, 1903. – С. 310–319.

Сыркин, М. Г. Берг, Лео / М. Г. Сыркин // Европейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. – Санкт-Петербург, 1908–1913.

Толстой, Л. Н. Что такое искусство? / Л. Н. Толстой // Толстой Л. Н. Собрание сочинений : в 22 т. Т. XV. Статьи об искусстве и литературе. – Москва : Художественная литература, 1983. – С. 41–146.

Фриче, В. М. Очерки по истории западноевропейской литературы / В. М. Фриче. – Москва : Польза, 1908. – 256 с.

Фриче, В. М. Художественная литература и капитализм / В. М. Фриче. – Москва : Издание С. Скирмунта, 1906. – 144 с.

Хайдеггер, М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер. – Москва : Издательство «Родина», 2023. – 288 c.

Цветков, А. В. Рецепция ницшеанских идей в России на рубеже XIX–XX вв. / А. В. Цветков // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т. 1, № 4. – С. 288–290. – EDN PXIVYN.

Шах-Азизова, Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени / Т. К. Шах-Азизова. – Москва : Наука, 1966. – 149 с.

Штейгер, Э. Новая драма / Э. Штейгер. – Санкт-Петербург : Издание Б. Н. Звонарева, 1902. – 376 с.