Рубрика: ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Article: PDF
Аннотация: В статье на материале рассказа «Полотенце с петухом» и повести «Роковые яйца» показывается, как связаны в творчестве М. Булгакова дар и память, как — через обмен дарами — осуществляется наделение булгаковских персонажей памятью. Юный врач в «Полотенце с петухом» обменивается дарами с отсутствующим Леопольдом и своей пациенткой: от первого он получает в наследство больницу с профессиональным оснащением, у второй отнимает ногу и тем самым дарит жизнь, получая в благодарность полотенце с вышитым петухом. В «Роковых яйцах» новатор-куровод Рокк вместе с камерами перенимает память змееведа Персикова, а вместе с ней — и змеиные яйца. Память рассматривается как магическое наследство, связанное с местом и духом дарителя. Память актуализируется в статье и как механизм текстопорождения: каждый отдельно взятый оригинальный булгаковский текст рассказывает о своем происхождении и представляет культурную традицию, замещая ее различными эквивалентами. В «Полотенце с петухом» таким эквивалентом является полотенце, в «Роковых яйцах» — яйца и оптические камеры. Эти «вещи» соотносятся с текстом, представляют собой его аналоги, то есть образуют уровень метаописания. Параллельно изображенной памятной «вещи» сам булгаковский текст актуализируется как модель культурной памяти.
Ключевые слова: КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ, ДАР, ОБМЕН, МОДЕЛЬ, ТЕКСТ, МЕТАТЕКСТ, ПАРОДИЯ

Для цитирования:

Иваньшина, Е. А. Дар как память: логика обмена в творчестве М.А. Булгакова / Е. А. Иваньшина // Филологический класс. – 2015. – №4 (42). – С. 7-11.