Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-02
Аннотация: На основе сравнительного анализа в статье рассматриваются эстетическо-философские концепции русского и чешского символизмов конца 19 – начала 20 столетия. Автор статьи преимущественно занимается интерпретацией избранных теоретических работ и эссеистических произведений известных представителей чешского и русского символизмов на отдельных этапах их развития (декадентско-символистское течение, теургический символизм). В настоящей статье уделяется внимание внутренним генетическим связям эстетико-философских систем, которые в контексте восточнославянских и западнославянских литератур этого периода представляют постепенный переход от декадентско-символистской эстетики к межкультурному синтезу. С этого момента можно проследить непрерывную эволюцию исследуемой проблемы, начиная от концепции автономной красоты до теургии; та в свою очередь трактует искусство как космогоническую силу. На первом, декадентско-символистском, этапе своего развития чешская и русская литературы с эстетической точки зрения ориентируются на преодоление реальности путем категорического отказа от материального бытия и стремлением к фантазийному миру. Искусство здесь становится на защиту чистых эстетических ценностей, трансцендентных и метафизических сновидений, скрывающих духовную тайну человеческого бытия. В эстетических теориях представителей декадентско-символистского течения можно обнаружить тенденции к преодолению чисто декадентских эстетических подходов к искусству; тогда как интегральное понимание искусства в смысле теургии (В. С. Соловьев) в своих теоретических работах и эссеистических произведениях полностью разделяют только представители младосимволизма, которые на первый план (согласно философской системе всеединства В. С. Соловьева) выдвигают представление об искусстве как о мистической энергии, соединяющей все сферы человеческого бытия, миропознания и миропонимания. В связи с выше представленным пониманием смысла художественной деятельности в контексте данного нового этапа развития чешского и русского символизмов коренным образом меняется представление о смысле и познавательной функции художественного образа-символа, передающего и открывающего глубинный смысл реальности.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА; РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ; ЧЕШСКИЙ СИМВОЛИЗМ; ДЕКАДЕНТСТВО; ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ; ТЕУРГИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ; ТЕУРГИЯ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Для цитирования:

Ворел, Я. От декадентства к теургии (генетические связи чешской и русской литератур конца 19 – начала 20 столетия) / Я. Ворел // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 17-21. DOI 10.26170/FK19-02-02.