Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-02
Аннотация: Рассматривается радикальная нравственная и художественная позиция В. Шукшина, писателя, кинорежиссёра. Цель – раскрыть парадокс вызывающей самобытности художника, отстаивающего право говорить от лица народа. Вызов обращён к официальной идеологии, нормам эстетики, вере «почвенников» и даже к самому народу, как сакраментальный вопрос-инвектива: «Что с нами происходит?» Определение вызова как провокации обосновано соотнесением образных открытий, принципов коммуникации и суггестии у В. Шукшина с теорией провокации и историей утверждения радикальных концепций и форм в искусстве. Методология анализа сочетает феноменологию (содержание творческих идей) с поиском сравнительно-типологических параллелей (испытатели Достоевского). Анализ провокационной составляющей творчества Шукшина раскрывает особенности мышления, психологии, условия самоопределения, принципы взаимодействия с публикой. Мотивы вызова многосложны – это протест против нормы и догмы, вынужденное положение «подпольного человека» («нерасшифрованного бойца»), верность правде. Самая радикальная провокация – уподобление Степана Разина Христу, исторической роли казачьего атамана – миссии Спасителя: «Я пришёл дать вам волю». Писатель вполне сознавал жестокость вождя, который буквально спровоцировал кровавое восстание, но дал такой образец стойкости духа, что силой своей воли обратил массу в народ и стал олицетворением сопротивления деспотии и рабской психологии. В отличие от идейных и эстетических провокаций современников решения Шукшина ищут истину, апеллируют к природному разуму, добиваются суггестии через сопереживание, требуют поступка. Высокие провокации отделяются от действий идейных манипуляторов («Срезал», «Выбираю деревню на жительство», «Вечно недовольный Яковлев»). Обаятельные чудики – не юродивые, их сознание глубоко рефлексивно. Вызовом служат мысль («Забуксовал», «Верую!»), абсурдный поиск призвания («Миль пардон, мадам!», «Гена Пройдисвет»), осмеяние псевдоинтеллектуального искусства («Пьедестал», «До третьих петухов»). Ответом стали язвительные деконструкции концептуалистов (В. Сорокин, Д. А. Пригов). Провокации Шукшина подлинно эвристичны, поскольку его мышление интеллектуально честно, свободно и страстно.
Ключевые слова: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ИСТИНА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Для цитирования:

Плеханова, И. И. Провокация в художественном сознании В. Шукшина: мотивы и пределы испытания смыслов / И. И. Плеханова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 18–29. DOI 10.26170/FK20-01-02.

For citation

Plekhanova, I. I. (2020). Provocation in V. Shukshin’s Artistic Consciousness: Motives and Limits of Testing Meanings. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №1. P. 18–29. DOI 10.26170/FK20-01-02.

Об авторе (авторах) :

Плеханова И. И.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4516-3260

Список литературы:

Голев, Н. Д. Тексты рассказов В. М. Шукшина как воплощение энергии конфликта: опыт типологии антропотекстов и языковых личностей / Н. Д. Голев. – Текст: электронный // Сибирский филологический журнал. – 2003. – № 3–4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teksty-rasskazov-v-m-shukshina-kak-voploschenie-energiikonflikta-opyt-tipologii-antropotekstov-i-yazykovyh-lichnostey (дата обращения: 02.12.2019).

Гомес, К.‑Дж. Протестная реакция зрителей на морально-провокационное искусство / К.‑Дж. Гомес // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. – 2018. – Т. 13, № 3 (179). – С. 124–134.

Дмитриев, А. В. Провокация: социофилософские очерки: монография / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. – Москва: ЦСПиМ, 2017. – 336 с.

Козлова, С. М. Поэтика рассказов В. М. Шукшина / С. М. Козлова. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1992. – 180 с.

Напреенко, Г.  Истина, недоступная для Другого: об  искусстве как провокации / Г.  Напреенко.  – Текст: электронный // Theory & Practice. Границы искусства.  – 2015.  – 16 июня.  – URL: https://theoryandpractice.ru/

posts/10664‑provocation (дата обращения: 30.11.2019).

Напреенко, Г. Провокация как средство сохранения человечности / Г. Напреенко. – 31 июля 2017. – URL: https://newtonew.com/culture/provokaciya-kak-sredstvo-sohraneniya-chelovechnosti (дата обращения: 30.11.2019). – Текст: электронный.

Пригов, Д. А. Книга книг: избранные / Д. А. Пригов. – Москва: Зебра Е; ЭКСМО, 2002. – 639 с.

Распутин, В. Г. Твой сын, Россия, горячий брат наш… О Василии Шукшине / В. Г. Распутин. – 1989. – URL: https://dom-knig.com/read_191550–116 (дата обращения: 05.11.2019). – Текст: электронный.

Словарь иностранных слов русского языка. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29620/%D0%9F%D0 %A0%D0%9E%D0 %92 %D0 %9E%D0 %9A%D0 %90 %D0%A6 %D0 %98 %D0%AF (дата обращения: 10.11.2019).  – Текст: электронный.

Сорокин, В. Первый субботник / В. Сорокин. – Москва: Ad Marginem, 2000. – 308 с.

Сычев, А. А. Провокация в истории искусства / А. А. Сычев. – Текст: электронный // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. – 2017. – № 4. – С. 15–27. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/provokatsiya-v-istorii-iskusstva (дата обращения: 30.11.2019).

Хисамова, Г. Г.  Диалог как компонент художественного текста (на  материале художественной прозы В. М. Шукшина): специальность 10.02.01 «Русский язык»: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Хисамова Г. Г. – Уфа,

2009. – 48 с.

Шеметова, Т. Н. Искусство провокации и идеальный провокатор / Т. Н. Шеметова. – Текст: электронный // Обсерватория культуры. – 2014. – № 1. – С. 11–17. – URL: https://observatoria.rsl.ru/jour/article/view/3/141 (дата обращения: 02.12.2019).

Шукшин, В. М. Собрание сочинений: в 8 т. / В. М. Шукшин. – Барнаул: Издательский дом «Барнаул», 2009.

Далее цитируется это издание, первая цифра указывает на том, вторая – на страницу.

Эсмаили, С. Художественный конфликт в малой прозе В. М. Шукшина: (структура, типология): специальность 10.01.01 «Русская литература»: автореферат дис. … канд. филол. наук / Эсмаили С. – Москва, 2014. – 21 с.