Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-04-10
Аннотация: Цель данной статьи – деавтоматизировать восприятие рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре», соотнеся сюжет рассказа (и всей маленькой трилогии) с близкими по смыслу чеховскими контекстами. Контекстный, нарративный и интертекстуальный анализы позволяют оценить качество чеховской иронии, объектом которой являются персонажи-рассказчики. В первой части статьи рассматриваются чеховские произведения, связанные с охотничьей фабулой. Отталкиваясь от жанра охотничьего рассказа, который у Чехова дискредитируется (что вписывается в антиохотничью тенденцию литературы начиная с 1880-х годов), автор статьи прослеживает многозначность семантического поля охоты в произведениях писателя (охота как театр, ссора, запой или бессмысленно загубленная жизнь). Охота актуализируется как фабульный шаблон, запускающий движение сюжета, обманывающего ожидания читателя. В частности, такой обман является умышленной нарративной стратегией изображенного автора по отношению к изображенному читателю в «Драме на охоте». Во второй части статьи речь идет о рассказах, составляющих маленькую трилогию, которые тоже объединены ситуацией охоты. Анализируя рассказ «Человек в футляре», автор статьи переносит внимание с Беликова на Буркина и, актуализируя метод «уликовой парадигмы», заостряет те противоречия, кото¬рых может не заметить в рассказанной им истории доверчивый читатель (который подобен слушателю Буркина Чимше-Гималайскому). Подобную доверчивость демонстрируют и литературоведы, что подтверждает написанное о «Человеке в футляре» за много десятилетий. Однако есть и исключения: это те ученые, которые разоблачают Буркина как недостоверного рассказчика и тем самым «обеляют» Беликова. В статье актуализируется «зоологический» подтекст маленькой трилогии Чехова, сатирически подсвечивающий всех задействованных в ней рассказчиков, сплоченных чувством зависти против объектов их нарративной охоты, а также литературные подтексты, одним из которых является белкинский цикл Пушкина. Именно структура «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» проблематизирует рассказ персонажа как источник достоверной информации о событии, в котором рассказчик следует за литературным шаблоном либо является заинтересованным лицом.
Ключевые слова: Русские писатели; литературное творчество; литературные жанры; литературные сюжеты; литературные образы; литературные герои; охотничий рассказ; ветеринарные врачи; ирония; контекст; нарративные стратегии; недостоверные рассказчики; уликовая парадигма; подтекст.

Для цитирования:

Иваньшина, Е. А. Кто убил Беликова: об охотничьей интриге маленькой трилогии А. П. Чехова / Е. А. Иваньшина // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №4. – С. 112-124. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-10.

For citation

Ivanshina, E. A. (2022). Who Killed Belikov: About the Hunting Intrigue of A. P. Chekhov’s Little Trilogy. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №4. P. 112-124. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-10.

Об авторе (авторах) :

Иваньшина Е. А.
Воронежский государственный педагогический университет (Воронеж, Россия)
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7599-5231

Сроки публикации:

Дата поступления: 21.06.2022; дата публикации: 29.12.2022.

Список литературы:

Афанасьев, Э. С. Творчество А. П. Чехова: Иронический модус : дис. … д-ра филол. наук / Афанасьев Э. С. – Ярославль : [б. и.], 1997. – 301 с.

Афанасьев, Э. С. Феномен художественности: от Пушкина до Чехова : сборник статей / Э. С. Афанасьев. – М. : МГУ, 2010. – 296 с.

Богданова, О. В. Интертекстуальные аллюзии в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» / О. В. Богданова // Научный вестник Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки. – 2016. – № 8 (333). – С. 4–9.

Богданова, О. В. К вопросу о системе образов рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» / О. В. Богданова // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 3, № 3. – С. 14–17.

Богданова, О. В. Новый «футлярный человек» рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» / О. В. Богданова // Чеховские чтения в Ялте. Вып. 23: Изучение чеховского наследия на рубеже веков: взгляд из XXI столетия : сбор­ник научных трудов. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – С. 198–215.

Гинзбург, К. Мифы – эмблемы – приметы: Морфология и история : сборник статей / К. Гинзбург. – М. : Но­вое издательство, 2004. – 348 с.

Громов, М. П. Книга о Чехове / М. П. Громов. – М. : Современник, 1989. – 384 с.

Ибатуллина, Г. М. Человек в параллельных мирах: рефлексия в поэтике чеховской прозы / Г. М. Ибатуллина. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 253 с.

Иваньшина, Е. А. На пересечении границ: врач в русской литературе / Е. А. Иваньшина // Характерологиче­ские стратегии в русской литературе / науч. ред. А. А. Фаустов. – Воронеж : ООО ИПЦ «Научная книга», 2013. – С. 105–155.

Иваньшина, Е. А. Колесо фабулы и движение сюжета: как работает мотивный комплекс у Чехова / Е. А. Иваньшина // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2021. – Т. 31, № 3. – С. 543–550.

Каменская, Ю. В. Ирония как компонент идиостиля А. П. Чехова : дис. … канд. филол. наук / Каменская Ю. В. – Саратов : [б. и.], 2001. – 173 с.

Одесская, М. М. Русский охотничий рассказ второй половины XIX века (типология, традиции) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Одесская М. М. – Москва : [б. и.], 1993. – 24 с.

Паркачёва, В. Л. Проза А. П. Чехова 1888–1904 годов: Проблема парадоксального авторского мышления : ав­тореф. дис. … канд. филол. наук / Паркачёва В. Л. – М. : [б. и.], 2005. – 26 с.

Полоцкая, Э. А. О поэтике Чехова / Э. А. Полоцкая. – М. : Наследие, 2000. – 238 с.

Стенина, В. Ф. Охота в чеховском тексте: ритуал и поведенческие стратегии / В. Ф. Стенина // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 288–290.

Степанов, А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова / А. Д. Степанов. – М. : Языки славянской культуры, 2005. – 400 с.

Тюпа, В. И. Анализ художественного текста : учебное пособие для студентов филол. факультетов высших учебных заведений / В. И. Тюпа. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

Фаустов, А. А. Авторское поведение Пушкина. Очерки / А. А. Фаустов. – Воронеж : ВГУ, 2000. – 322 с.

Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. – М. : Лабиринт, 1997. – 448 с.

Хохлова, Н. А. Об особенностях концепта охоты в рассказах А. П. Чехова первой половины 1880-х гг. / Н. А. Хохлова // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 400. – С. 11–19.

Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Сочинения : в 18 т. / А. П. Чехов. – М. : Наука, 1974– 1982.

Шацев, В. Н. Маленькая трилогия А. П. Чехова: литературная традиция XIX века и проблема рассказчика : дис. ... канд. филол. наук / Шацев В. Н. – СПб. : [б. и.], 2010. – 212 с.

Шмид, В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина» и «Пиковая дама» / В. Шмид. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2013. – 356 с.

Эпштейн, М. Ирония идеала: парадоксы русской литературы / М. Эпштейн. – М. : Новое литературное обо­зрение, 2015. – 384 с.