Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-04-17
Аннотация: При работе с информацией сегодня необходимостью становится обращение к различным способам визуализации, что ставит актуальную задачу для каждого владеть технологиями визуализации информации и развивать визуальную грамотность, которая традиционно понимается как умение понимать и производить визуальные и визуально-вербальные тексты, позволяющие сделать процесс коммуникации наиболее эффективным. Особенно актуально использовать технологии развития визуальной грамотности при работе с современными студентами, представляющими поколения визуалов. В статье рассматриваются возможности применения технологий развития визуальной грамотности на занятиях по профессионально ориентированному иностранному языку у студентов-филологов. В научный обиход вводится новый термин «коммуникативно-визуальные технологии», под которым предлагается понимать способы комплексного развития универсальных (аналитических, коммуникативных и креативных) и профессиональных компетенций при работе с визуально-вербальными текстами на иноязычном материале. Разработаны материалы для опытного обучения группы студентов, изучающих предмет «Верстка и макетирование» на материале иностранного языка (английского, немецкого и русского как иностранного). Обучение включало работу по созданию лексических ментальных карт, инфографики профессиональной тематики, литературных видео и цифровых книг. Проведенное по данным материалам обучение группы студентов в САФУ имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск), а также результаты тестов и опросов показывают позитивную динамику в развитии профессиональных и иноязычных умений и навыков, а также визуальной грамотности студентов. Целенаправленное обучение студентов-филологов созданию комплексных визуально-вербальных текстов профессиональной тематики на иностранном языке сви¬детельствует, что работа с такими текстами позволяет лучше понять и запомнить изучаемый материал, а также сделать процесс естественной коммуникации на иностранном языке более эффективным. Предложенная методика может применяться в дальнейшем при разработке и апробации коммуникативно-визуальных технологий другого типа (задания по созданию интерактивных карт, лонгридов, комментированных презентаций и т. п.) в самых разных филологических дисциплинах, а также при обучении студентов других специальностей.
Ключевые слова: Визуализация информации; визуальная грамотность; коммуникативно-визуальные технологии; профессионально ориентированные иностранные языки; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в вузе; студенты-филологи; опытное обучение; ментальные карты; инфографика; видео; цифровые книги.

Для цитирования:

Щипицина, Л. Ю. Технологии развития визуальной грамотности при изучении иностранного языка в вузе / Л. Ю. Щипицина // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №4. – С. 195-204. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-17.

For citation

Shchipitsina, L. Yu. (2022). Technologies of Developing Visual Literacy at University Foreign Language Lessons. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №4. P. 195-204. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-17.

Об авторе (авторах) :

Щипицина Л. Ю.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В . Ломоносова (Архангельск, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5308-8726

Сроки публикации:

Дата поступления: 26.08.2022; дата публикации: 29.12.2022.

Список литературы:

Абрамова, П. В. Почему визуальная грамотность важна и как ее развивать / П. В. Абрамова // Магистратура «на салфетках». Проектирование городских образовательных инфраструктур: от идеи к реализации : сб. статей. – М. : Издательство «Экон-Информ», 2020. – С. 89–95.

Ваткова, О. А. Инфографика как средство формирования визуальной компетентности студента педагогиче­ского вуза / О. А. Ваткова // Apriori. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 6. – С. 1–11.

Вихрова, А. В. Методика обучения описанию картинки на английском языке при помощи технологии ви­зуальной грамотности / А. В. Ваткова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 12 (29). – С. 188–193.

Куламихина, И. В. Педагогические технологии развития визуальной грамотности студентов ветеринарных специальностей в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку / И. В. Кула­михина, Ж. Б. Есмурзаева, М. Л. Марус, П. В. Закотнова // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 2. – С. 103–110. – DOI: 10.15293/1813-4718.2002.12.

Милюшенко, Т. В. Особенности оценивания уровня сформированности визуальной грамотности в продук­тивных видах иноязычной речевой деятельности / Т. В. Милюшенко // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2019. – № 3 (31). – С. 11–15.

Монахов, Д. Н. Визуальная грамотность и информационная культура российского общества / Д. Н. Мона­хов. – М. : Макс Пресс, 2013. – 176 с.

Сырина, Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку / Т. А. Сырина // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 7 (172). – С. 81–85.

Avgerinou, M. D. Towards a visual literacy index / M. D. Avgerinou // Journal of Visual Literacy. – 2007. – Vol. 27 (1). – P. 29–46.

Avgerinou, M. D. Toward a cohesive theory of visual literacy / M. D. Avgerinou, R. Pettersson // Journal of Visual Literacy. – 2011. – Vol. 30 (2). – P. 1–19.

Braden, R. A. Identifying the theoretical foundations of visual Literacy / R. A. Braden, J. A. Hortin // Journal of Vi-sual Verbal Languaging. – 1982. – Vol. 2. – P. 37–42.

Callow, J. Literacy and the visual: Broadening our vision / J. Callow // English teaching: Practice and critique. – 2005. – Vol. 4 (1). – P. 6–19.

Goldstein, B. Visual literacy in English language teaching: Part of the Cambridge Papers in ELT series / B. Gold-stein. – Cambridge : Cambridge University Press, 2016. – 12 p. – URL: https://www.cambridge.org/ru/cambridgeen­glish/better-learning (mode of access: 25.08.2022). – Text : electronic.

Levie, W. H. Effects of text illustrations: A review of research / W. H. Levie, R. Lentz // Educational Communications and Technology Journal. – 1982. – Vol. 30 (4). – P. 195–232.

Mayer, R. E. The promise of multimedia learning: using the same instructional design methods across different me­dia / R. E. Mayer // Learning and Instruction. – 2003. – Vol. 13. – P. 125–139.

Seels, B.A. Visual literacy: The definition problem / B. A. Seels // Visual literacy: A spectrum of visual learning / D. M. Moore, F. M. Dwyer (Eds.). – Englewood Cliffs, New Jersey : Educational Technology Publications, 1994. – P. 97–112.

Suryanto, S. How Can Visual Literacy Support English Language Teaching? / S. Suryanto // Lingua: Jurnal Bahasa & Sastra. – 2014. – Vol. 15 (1). – P. 35–43.