Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-04-18
Аннотация: Статья посвящена психолингвистической и методической проблеме формирования вторичной языковой личности (ВЯЛ) средствами изучаемого иностранного языка. На основе положений теорий языковой картины миры и языковой личности и обобщения опыта работы делаются выводы о необходимости переосмысления практической цели обучения и переносе акцента на методы и приемы, открывающие студенту новую языковую картину мира, так как формирование ВЯЛ базируется на ее постижении. Исходным положением является мысль, что каждый носитель языка входит в культуру через родной язык и национальную картину мира, поэтому ключевой проблемой методики преподавания иностранных языков становится поиск методов и приемов по развитию перцептивной способности учащегося по¬стигать специфику национальной картины мира изучаемого языка для развития речевого мышления на новом языке. В этом авторам видится главная цель любого курса иностранного языка, начиная с элементарного: формирование ВЯЛ, готовой к межкультурному диалогу. Все остальное должно быть подчинено этой цели в качестве частных задач каждого уровня становления ВЯЛ. Методы и приемы в соответствии с главной целью преподавания иностранного языка – научить «производить речевые поступки» на новом языке – должны быть направлены на формирование ВЯЛ, которая может: выражать себя в речи и понимать интенции собеседника в межкультурном диалоге; минуя перевод, создавать и воспринимать речевые произведения разной степени сложности, глубины и точности, затрагивающие разные стороны жизни. Вторичная языковая личность является динамическим, постоянно развивающимся конструктом, который надстраивается над уже существующей языковой личностью, принимая и используя все имеющиеся когнитивные установки и расширяя их потенциал. Данные структуры не параллельны, но тесно взаимосвязаны на уровне Лексикона, Тезауруса, Прагматикона и дискурсивной компетенции. Показателем сформированности ВЯЛ является способность принимать полноценное участие в межкультурном диалоге.
Ключевые слова: Вторичная языковая личность; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков вузе; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; русский язык как иностранный; методические приемы; студенты; языковая картина мира.

Для цитирования:

Вардзелашвили, Ж. А. Становление вторичной языковой личности в пространстве иностранного языка / Ж. А. Вардзелашвили, Л. П. Прокофьева // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №4. – С. 205-216. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-18.

For citation

Vardzelashvili, J. A., Prokofyeva, L. P. (2022). The Formation of a Secondary Linguistic Personality in the Space of a Foreign Language . In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №4. P. 205-216. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-18.

Об авторе (авторах) :

Вардзелашвили Ж. А.

Грузинско-американский университет (Тбилиси, Грузия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3096-2908

 

Прокофьева Л. П.

Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского (Саратов, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0700-4886

Сроки публикации:

Дата поступления: 02.02.2022; дата публикации: 29.12.2022.

Список литературы:

Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 6. – М. : Русские словари ; Языки славянской культуры, 2002. – С. 7–300, 466–505.

Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов : дис. ... д-ра филол. наук / Богин Г. И. – Л., 1984. – 354 с.

Богин, Г. И. Концепция языковой личности / Г. И. Богин. – M., 1982. – 36 с.

Бориско, Н. Ф. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оцен­ка. Анализ некоторых аспектов / Н. Ф. Бориско // Іноземні мови. – 2009. – № 4. – С. 10–16.

Ваганова, Е. Г. Вторичная языковая личность в теории и практике преподавания языка / Е. Г. Ваганова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сборник материалов V Всерос­сийской научно-практической конференции 10 марта 2009. Часть 3. – Новосибирск : ЦРНС – «СИБПРИНТ», 2009. – C. 55–58.

Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М. : Изд-во «Акаде­мия», 2004. – 336 с.

Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Рус­ский язык, 2000. – 1222 c.

Иванцова, Е. В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования / Е. В. Иванцова // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 3 (12). – С. 24–32.

Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. – Волгоград : Перемена, 1996. – С. 3–16.

Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.

Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Наука, 1987. – 261 с.

Мамонтова, Н. А. Вторичная языковая личность в онтогенезе: уровни лингвокультурологического описания (на материале начального этапа обучения английскому языку русскоязычных учащихся) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Мамонтова Н. А. – М., 2010. – 20 с.

Момотова, Ю. Г. Понятие и структура языковой и вторичной языковой личности / Ю. Г. Момотова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 2–3. – С 109–114.

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. – М., 2003. – Прокофьева, Л. П. Фоносемантика русского этикетного слова: к постановке проблемы / Л. П. Прокофьева // Русский язык в поликультурном мире. – Ялта : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Ти­пография „Ариал“», 2017. – С. 114–119.

Психосемантическое исследование визуального восприятия иноязычной звукоизобразительности искус­ственными билингвами (лингвистический аспект) / И. Ю. Павловская, Ю. Г. Седелкина, Л. О. Ткачева, А. Д. На­следов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (193). – С. 147–153.

Седёлкина, Ю. Г. Использование фоносемантических лексических комплексов в обучении иноязычной речи (на материале английского языка) : дис. … канд. пед. наук / Седёлкина Ю. Г. – СПб., 2006. – 219 с.

Соломина, А. В. Некоторые методические аспекты формирования поликультурной личности при обучении иностранному языку / А. В. Соломина. – Текст : электронный // Письма в Эмиссия. Оффлайн. – 2014. – № 10. – URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2272.htm (дата обращения: 02.02.2021).

Тимофеева, Е. К. Использование фоносемантических средств при обучении восточных студентов иноязыч­ной лексике / Е. К. Тимофеева // Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания ино­странных языков. – СПб., 2018. – С. 177–184.

Требования по русскому языку как иностранному. – СПб. : Златоуст, 2007. – URL: https://gct.msu.ru/docs/ B1_trebovaniyat.pdf (дата обращения: 02.02.2021). – Текст : электронный.

Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. – СПб. : Азбука, 2001. – 219 с.

Халеева, И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (Подготовка переводчиков) / И. И. Халеева. – М. : Высшая школа, 1989. – 236 с.

Языковая личность: аспекты изучения : сб. научных статей памяти члена-корреспондента РАН Юрия Нико­лаевича Караулова / под ред. И. В. Ружицкого и Е. В. Потёмкиной. – М. : МАКС Пресс, 2017. – 432 с.

Boyd, Ryan L. Language-based personality: a new approach to personality in a digital world / Ryan L. Boyd, James W. Pennebaker // Current opinion in Behavioral Science. – 2017. – August. – P. 63–67.

Garand, Ph. The unexpected connection between language and personality / Ph. Garand. – Text : electronic // Lan­guage Solutions. – 2016. – URL: https://ltclanguagesolutions.com/blog/the-unexpected-connection-between-lan­guage-and-personality/ (mode of access: 06.02.2021).

Grosjean, F. Change of Language, Change of Personality? / F. Crosyean. – URL: https://www.psychologytoday.com/ us/blog/life-bilingual/201111/change-language-change-personality (mode of access: 09.02.2021). – Text : electronic.

Li, Wei. Bilingualism and Multilingualism / Wei Li. – Text : electronic // The International Encyclopedia of Linguistic Anthropology. – 2020. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/9781118786093.iela0034 (mode of access: 12.12.2020).

Personality and Language. – Text : electronic // The Wiley encyclopedia of personality and individual differences: Models and theories. – John Wiley & Sons Ltd., 2020. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118970843. ch52 (mode of access: 09.02.2021).

The International Encyclopedia of Linguistic Anthropology. – Text : electronic // Willey Online Library. – 2020. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/book/10.1002/9781118786093 (mode of access: 12.12.2020).