Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-15
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена изучением телепередач о литературе как ги- бридных форм, возникших во время перехода от литературоцентризма к медиацентризму, решающему литературоцентристские задачи с помощью медиацентристских средств. Цель работы – комплексный анализ телепередачи о литературе «Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Теоретико-методологической ос- новой для исследования стала работа Пьера Бурдье «О телевидении», в первую очередь ее часть, посвященная теледебатам. Следуя алгоритму, предложенному социологом, мы обращаем внимание не только на содержание передачи, но и на ее структурные, формальные особенности, в том числе фигуру ведущего, состав приглашенных экспертов, особенности сценария и монтажа, диктат времени на телевидении. Также для анализа программы используются структуралистский, семиотический, дискурсивный и типологический подходы. В результате исследования были получены следующие выводы. «Игра в бисер» является трансмедиа (мультиплатформенным) проектом, размещенным на четырех медиаплощадках и отражающим их коммуникативные преимущества и недостатки. С жанровой точки зрения передача определяется как телевизионное ток-шоу, которое представляет собой разговоры о классических литературных произведениях и сочетает принципы массовой продукции и высокий интеллектуальный уровень. Участники передачи (Игорь Волгин и приглашаемые им эксперты) олицетворяют определенный аудиовизуальный срез российской гуманитарной интеллигенции последнего десятилетия. С содержательной точки зрения ток-шоу рассматривается как собрание интерпретаций различных классических произведений, вписанное в «традиционную» (герменевтическую) исследовательскую парадигму. С формальной точки зрения «Игра в бисер» имеет не только устоявшуюся структуру, но и факторы вариативности, обеспечивающие разнообразие выпусков. В передаче используются различные телевизионные средства, позволяющие сделать ее более зрелищной и динамичной. Рассматривается также рецепция «Игры в бисер» на профессиональном уровне и с точки зрения ее популярности у широкой аудитории. Результаты исследования могут быть использованы в курсах, посвященных современным литературным и медийным практикам.
Ключевые слова: Российское телевидение; телевизионные передачи; телепередачи; телеведущие; журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; ток-шоу; телеканалы; телевизионные каналы; литературоцентризм; медиацентризм; трансмедиа; тема литературы.

Для цитирования:

Красильников, Р. Л. «Игра в бисер» с Игорем Волгиным: телепередача о литературе в контексте современной культуры / Р. Л. Красильников // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №3. – С. 170-182. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-15.

For citation

Krasilnikov, R. L. (2022). “The Glass Bead Game” with Igor Volgin: A TV Show about Literature in Modern Culture . In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №3. P. 170-182. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-15.

Об авторе (авторах) :

Красильников Р. Л. (Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4279-8263

Сроки публикации:

Дата поступления: 08.05.2022; дата публикации: 31.10.2022.

Список литературы:

Mediascope: Более 70% россиян смотрят телевизор каждый день. – Текст : электронный // Телеспутник. – 31.05.2018. – URL: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/mediascope-bolee-70-rossiyan-smotry- at-televizor-kazhdyy-den/ (дата обращения: 30.04.2020).

Болецкая, К. Интернет догоняет телевизор по охвату аудитории / К. Болецкая // Ведомости. – 28.05.2019. – URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/05/29/802699-internet-dogonyaet (дата обращения: 30.04.2020).– Текст : электронный.

Больц, Н. Азбука медиа / Н. Больц. – М. : Европа, 2011. – 136 с.

Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. – М. : Прагматика культуры, 2002. – 160 с.

Воронова, Т. А. Монтаж как средство художественной выразительности в телепроизводстве / Т. А. Воронова, В. В. Богатырев // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2019. – № 2 (33). – С. 112–116. Выжутович, В. Игорь Волгин: Мат в литературе стал признаком хорошего тона / В. Выжутович. – Текст : электронный // Российская газета. – 22.05.2013. – № 107 (6083). – URL: https://rg.ru/2013/05/22/volgin.html (дата обращения: 30.04.2020).

Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Екате- ринбург : У-Фактория, 2004. – 328 с.

Кондаков, И. В. «Зричитель»: новый субъект современной культуры / И. В. Кондаков // Обсерватория культуры. – 2016. – Т. 3, № 5. – С. 516–525.

Костина, А. В. Массовая культура: аспекты понимания / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 1. – С. 28–35.

Названа доля живущих без телевидения россиян. – Текст : электронный // LENTA.RU. – 15.01.2019. – URL: https://lenta.ru/news/2019/01/15/without_tv/ (дата обращения: 30.04.2020).

Постман, Н. «А теперь... о другом...» / Н. Постман // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. – М. : УРСС, 1999. – С. 161–169.

Уланова, Е. Э. Ток-шоу: характеристики, компоненты, особенности / Е. Э. Уланова // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований. – Краснодар : Просвещение-Юг, 2016. – С. 246–253.

Черных, А. Мир современных медиа / А. Черных. – М. : Территория будущего, 2007. – 307 с.

Gambarato, R. R. Transmedia storytelling panorama in the Russian media landscape / R. R. Gambarato, Е. Lapina-Kratasiuk // Russian Journal of Communication. – 2016. – Vol. 8, No. 1. – P. 1–16.

Van Zoonen, L. Feminist Perspectives in the Media / L. Van Zoonen // Mass Media and Society. – London : Arnold, 1991. – P. 31–52.