Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-04
Аннотация: В статье рассматриваются особенности употребления фразеологизмов и паремий в современных рекламных и газетных текстах словацкой прессы. В теоретической части дается авторская трактовка понятия образной интертекстуальности в рекламном тексте. Под образной интертекстуальностью понимается сходство между ассоциативно-смысловой архитектоникой двух текстов, влияющее на глубинное восприятие смысла медиатекста с учетом интеллектуально-эмотивных оттенков, функционирующих на уровне подтекста. В практической части приводится анализ фактов репрезентации фразеологизмов и паремий в словацких газетных текстах в двух вариантах: воспроизведенных буквально (в оригинальной форме) и переосмысленных, трансформированных. Анализ языкового материала подтвердил тенденцию к активной модификации фразеологических единиц в словацких рекламных и газетных текстах, а также наличие богатого спектра речевых преобразований готовых единиц языка. В анализируемом экземплификационном словацком материале примеры со структурной трансформацией встречаются в два раза чаще, чем выражения с семантическими и грамматическими преобразованиями. Фразеологизмы и паремии, используемые в оригинальной форме, а также сознательно трансформированные, являются доказательством высокого уровня фразеологической компетенции автора, его языковой креативности и воображения. Эти факты становятся характерной чертой индивидуального авторского стиля. Результаты исследования могут быть использованы в вузовской практике преподавания курсов по теории языка и славянской филологии, а также по русскому языку как иностранному на уровне магистратуры и/или аспирантуры.
Ключевые слова: Журналистика; медиалингвистика; СМИ; средства массовой информации; медиа- дискурс; медиатексты; газетные статьи; реклама; рекламный дискурс; рекламные тексты; интертекстуальность; фразеологизмы; паремия.

Для цитирования:

Галло, Я. Провербиальная репрезентация образной интертекстуальности в словацкой прессе / Я. Галло, Я. Соколова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №3. – С. 48-58. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-04.

For citation

Gallo, J., Sokolova, J. (2022). Proverbial Representation of Figurative Intertextuality in the Slovak Press. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №3. P. 48-58. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-04.

Об авторе (авторах) :

Галло Я. Соколова Я.

Университет им. Константина Философа в Нитре (Нитра, Словакия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7113-9235

 

Соколова Я.

Университет им. Константина Философа в Нитре (Нитра, Словакия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2227-9447

Сроки публикации:

Дата поступления: 14.06.2022; дата публикации: 31.10.2022.

Список литературы:

Алефиренко, Н. Ф. Фразеология и паремиология : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко, Н. Н. Семененко. – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 344 с.

Гайнанова, И. Трансформации фразеологических единиц в современных газетных текстах как наиболее ак- тивные фразеологические процессы в русском языке 2000-х гг. / И. Гайнанова // Фразеологизм в тексте и текст во фразеологизме (Четвертые Жуковские чтения) : материалы Международного научного симпозиума. – 2009. – С. 314–316.

Дулеба, М. Реинтерпретация прецедентных имен немецкой литературы в российском медиадискурсе / М. Дулеба, И. Дулебова // Функциональная грамматика: теория и практика. – Чебоксары : Чувашский государ- ственный педагогический университет им И. Я. Яковлева, 2021. – С. 406–412.

Калечиц, Е. И. Фразеологизмы «в действии»: семантико-прагматический аспект / Е. И. Калечиц. – Минск : Колорград, 2020. – 350 с.

Калита, И. Актуальные вопросы современной славянской фразеологии : монография / И. Калита. – Чебоксары : ИД «Среда», 2020. – 136 с.

Alefirenko, N. Metaphorical Discourse. Search for the Essence of Speech Imagery / N. Alefirenko, M. Nurtazina // Cuadernos de Rusística Española. – Granada : Universidad de Granada, 2018. – Vol. 14. – P. 15–28.

Alefirenko, N. Cognitive Metaphor as an Idiom in Shaping the Cognitive and Pragmatic Architectonics of Linguistic World Picture / N. Alefirenko, O. Dekhnich // 2019 International Conference on Religion, Culture and Art. – 2019. – P. 141–152.

Alefirenko, N. Cognitive-semiotic mechanisms of phraseme building / N. Alefirenko // Jazykovedný časopis.

Odborný časopis Jazykovedného ústavu Ľudovíta Štúra SAV. – 2015. – № 2. – S. 81–101.

Archangeľskaja, A. Nové jevy v ruské a slovanské frazeologii / A. Archangeľskaja. – Olomouc : Univerzita Palackého v Olomouci, 2020. – 512 s.

Arkhangelska, A. Intertextualita v prostoru slovanských jazyků a kultur / A. Arkhangelska. – Olomouc : Univerzita Palackého v Olomouci, 2018. – 248 s.

Culler, J. The Pursuit of Signs: Semiotics, Literature, Deconstruction / J. Culler. – London : Routledge and Kegan Paul ; Ithaca : Cornell University Press, 1981. – 242 p.

Čmejrková, S. Reklama v češtině, čeština v reklamě / S. Čmejrková. – Praha : LEDA, 2000. – 258 s.

Dobrova, M. Ruské frazeologismy v internetovém diskurzu: funkční aspekty / M. Dobrova. – Olomouc : Univerzita Palackého v Olomouci, 2019. – 282 s.

Dulebová, I. Pragmatický potenciál prísloví a porekadiel v ruských a slovenských masmédiách/ I. Dulebová // Žur- nalistika. Médiá. Spoločnosí 1. – Bratislava : Stimul, 2011. – S. 109–120.

Genette, G. Palimspestes: la littérature au second degré / G. Genette. – Paris : Éditions du Seuil, 1982. – 468 p.

Głowiński, M. O intertextualności / M. Głowiński // Pamiętnik Literacki: czasopismo kwartalne poświęcone historii i krytyce literatury polskiej. – 1986. – № 4 (77). – S. 75–100.

Holanová, R. Intertextualita v reklamě / R. Holanová. – Praha : Pedagogická fakulta Univerzity Karlovy v Praze, 2012. – 167 s.

Homoláč, J. Intertextovosí a utváření smyslu v textu / J. Homoláč. – Praha : Karolinum, 1996. – 114 s.

Kováčová, Z. Kognitívna frazeológia a synergetická povaha frazémy ako antropocentrická sféra jazyka / Z. Kováčo- vá // Jazyk a jazykoveda v interpretácii. – Bratislava : Univerzita Komenského, 2014. – S. 341–349.

Lacková, M. Interlingválne homonymá v súčasných slovanských jazykoch / M. Lacková. – Žilina : Žilinská univerzita v Žiline / EDIS – vydavateľské centrum Žilinskej univerzity, 2015. – 113 s.

Markiewicz, H. Odmiany intertextualności / H. Markiewicz // Ruch Literacki. – 1988. – № 4–5 (28). – S. 245–263.

Mrázková, K. Sféra reklamní komunikace / K. Mrázková // Stylistika mluvené a psané češtiny / ed. by J. Hoffman- nová. – Praha : Academia, 2016. – S. 338–395.

Plett, H. Intertextualities / H. Plett // Intertextuality / ed. by H. F. Plett. – Berlin ; New York : Walter de Gruyter, 1991. – S. 3–29.