Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-152-159
Аннотация: Цель исследования заключается в изучении фонетических процессов внутри слова и на стыке слов в аспекте преподавании русского языка китайским студентам уровня B1–B2, а также выяснении причин их ошибок при чтении с учетом межъязыковой интерференции. Это необходимо для создания этноориентированной методики обучения фонетическому аспекту русского языка китайцев. В статье рассматриваются такие фонетические процессы, как редукция, ассимиляция, аккомодация, диссимиляция. Особое внимание уделяется слитному оформлению слов внутри синтагмы и на стыках слов, что вызывает значительные трудности у китайских учащихся. На основе анализа отличий фонетических систем изучаемого и родного языков был сделан вывод о том, что фонологические изменения в китайском языке в основном определяются изменением тона соседних слогов, а не их комбинаторикой, как в русском. Это оказывает отрицательное влияние на усвоение изменений звуков, которые обусловлены действующими в русском языке фонетическими зако- нами. На основе экспериментального исследования слитности и последовательности прочтения заданных предложений, в котором приняли участие 12 студентов (6 студентов, владеющих русским языком на уровне B1, 6 студентов – на уровне B2), делается вывод, что существуют общие трудности при слитном оформлении звуков внутри слова, а также слов внутри синтагмы для китайских студентов. После внесения фонетической разметки текста в качестве визуальной опоры и прочтения за преподавателем количество ошибок студентов на уровне фонетических процессов в слове и на стыке слов уменьшилось, что доказывает эффективность предложенной методики. В конце работы даются соответствующие рекомендации. Научная новизна исследования состоит в объединении приема использования фонетической разметки и анализа звучащей речи китайских студентов, эффективность которого подтверждается качеством прочтения текста до и после предложенной тренировки. Настоящая работа перспективна для дальнейшего исследования обучения китайцев фонетическому аспекту русского язык и имеет особую практическую значимость при формировании слитности звучащей речи.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; китайские студенты; фонетические процессы; слитное прочтение; фонетическая разметка

Для цитирования:

Жэнь, Ваньин. Фонетические процессы в аспекте преподавания русского языка китайцам / Жэнь Ваньин, С. А. Дерябина // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 152-159. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-152-159.

For citation

Ren, Wanying, Deryabina, S. A. (2024). Phonetic Processes in Teaching Russian to Chinese Speakers. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 152-159. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-152-159.

Об авторе (авторах) :

Жэнь Ваньин
Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2811-4582


Дерябина С.А.
Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5415-5433

SPIN-код: 3063-8476

Сроки публикации:

Дата поступления: 22.08.2023; дата публикации: 31.03.2024

Список литературы:

Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство «ИКАР», 2009. – 448 с.
Бернштейн, С. И. Словарь фонетических терминов / С. И. Бернштейн ; под ред. [и со вступ. ст.] А. А. Леонтьева ; Ин-т языков и культур им. Л. Н. Толстого. – М. : Изд. фирма «Вост. лит.», 1996. – 171,[4] с.
Битехтина, Н. Б. Русский язык как иностранный: фонетика / Н. Б. Битехтина, В. Н. Климова. – М. : Рус- ский язык. Курсы, 2011. – 128 с.
Бочкарева, Т. А. Основные сведения по фонетике современного русского языка : учебное пособие для ди- станционного обучения студентов факультета коррекционной педагогики и специальной психологии / Т. А. Бочкарева. – Саратов, 2008. – 66 с.
Го, Ваньюй. Различия между китайской и английской структурой слога, потоком речи и интонацией / Го Ваньюй // Журнал университета Сихуа. – 2005. – № (S1): 2.
Гуй, Цанькунь. Прикладная фонетика американского английского языка / Гуй Цанькунь. – Шанхай : Шанхайское образовательное издательство иностранных языков, 1999. – 313 с.
Дерябина, С. А. Фонетизация обучения русскому языку как иностранному в цифровом гуманитарном знании: теоретический аспект / С. А. Дерябина, Н. А. Любимова // Русистика. – 2021. – Т. 19, № 3. – С. 298–312.
Крючкова, Л. С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. – М., 2009. – 480 с.
Логинова, И. М. Фонетический аспект обучения на кафедре русского языка и методики его преподавания РУДН / И. М. Логинова // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподава- ния». – 2015. – № 2. – С. 16–22.
Любимова, Н. А. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков: постановка и коррек- ция / Н. А. Любимова. – М. : Русский язык. Курсы, 2019. – 240 с.
Ma, Вэйян. Некоторые факторы, сдерживающие развитие разговорного русского языка / Ма Вэйян // Журнал университета Цзяоцзуо. – 2005. – № 03. – С. 93–94. – DOI: 10.16214/j.cnki.cn41-1276/g4.2005.03.042.
Ма, Хуэй. Эмпирическое исследование факторов, влияющих на слитность прочтения языков / Ма Хуэй. – Хуачжунский нормальный университет, 2018. – 47 с.
Науменко, Ю. М. Корректировочный курс русской фонетики и интонации : учебное пособие для ино- странных студентов / Ю. М. Науменко. – М. : Издательство «ФЛИНТА», 2020. – 80 с.
Пань, Вэньгу. Введение в сравнение китайского и английского языков / Пань Вэньгу. – Пекин : Коммер- ческая пресса, 2010. – 431 с.
Попов, М. Б. Фонетика современного русского языка : учебно-методический комплекс по курсу «Фонети- ка современного русского языка» / М. Б. Попов. – СПб. : Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун- та, 2014. – 302 с.
Син, Фуи. Современный китайский язык / Син Фуи, Ван Гуошэн. – Ухань : Хуачжунский нормальный университет, 2012. – 394 с.
Сюй, Лайди. Экспериментальное сравнительное исследование по ударению в русском и китайском рече- вых потоках / Сюй Лайди // Преподавание китайского русского языка. – 2016. – № 02. – С. 7. – DOI: 10.3969/j.issn.1002-5510.2016.02.014.
Сюй, Тунцян. Курс по основам лингвистики / Сюй Тунцян. – Пекин : Издательство Пекинского универси- тета, 2001. – 394 с.
Тун, Линлин. Анализ психологического процесса формирования навыков устного общения на русском языке и стратегии их совершенствования / Тун Линлин // Teacher. – 2021. – № 464(17). – С. 55–56.
Федотова, Н. Л. Контроль фонетических навыков. Методика преподавания РКИ / Н. Л. Федотова. – СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2019. – 118 с.
Фэн, Шэнли. Исследование китайской рифмованной грамматики / Фэн Шэнли. – Пекин : Издательство Пекинского университета, 2005. – 512 с.
Шаклеин, В. М. Россия вчера и сегодня : учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей II сертификационный уровень / В. М. Шаклеин [и др.]. – М. : Российский уни- верситет дружбы народов, 2018. – 229 с.
Шутова М. Н. Фонетический аспект в методике преподавания русского языка как иностранного / М. Н. Шутова, И. А. Орехова // Русистика. – 2018. – Вып. 16, № 3. – С. 261–278.