Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-143-151
Аннотация: В современных условиях значительно возросла необходимость письменного общения, и переписка по электронной почте как на неформальном, так и формальном уровне является общепринятым и широко используемым средством общения среди ученых. Однако несмотря на широкое распространение в российских университетах программ по обучению академическому письму на английском языке, в настоящее время недостаточно внимания уделяется написанию формальных научных писем по электронной почте. Целью исследования стало выявление возможности применения жанровой педагогики для формирования навыков написания электронных писем на научную тематику в техническом вузе. В исследовании принимали участие 100 аспирантов технических специальностей первого курса аспирантуры Национального исследовательского ядерного университета МИФИ в 2020/2021 академическом году. Материалом для качествен- ного анализа послужили тексты академических писем, составленные участниками эксперимента в ходе выполнения трех заданий. Аспирантам также было предложено ответить на несколько вопросов относительно их восприятия того, насколько улучшились их навыки письма и что характеризует жанр академической электронной переписки в целом. Доля участия каждого автора в настоящем исследовании такова: Н. Л. Васильева – 55 %, Е. В. Алешинская – 45 %. Исследование выявило отсутствие у аспирантов первого курса технического вуза необходимых знаний об основных содержательных, структур- ных и стилистических особенностях академической электронной переписки на английском языке и вместе с тем острую потребность в таких знаниях. Показано, что в результате применения жанрового подхода обучающиеся за сравнительно короткий период времени добились значительных успехов и существенно улучшили показатели по следующим компонентам: решение коммуникативной задачи, организация текста письма, языковое оформление и соответствие стилю речи. В статье демонстрируется большой потенциал жанровой педагогики в формировании навыков письменного общения.
Ключевые слова: письменное общение; формальное общение; академическое письмо; написание электронного письма; научная переписка; обучение иностранным языкам; жанровая педагогика

Для цитирования:

Васильева, Н. Л. Жанровая педагогика в обучении академическому письму / Н. Л. Васильева, Е. В. Алешинская // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 143-151. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-143-151.

For citation

Vasilieva, N. L., Aleshinskaya, E. V. (2024). Genre Pedagogy in Teaching Academic Writing. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 143-151. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-143-151.

Об авторе (авторах) :

Васильева Н.Л.
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4715-3181


Алешинская Е.В.

Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (Москва, Россия)
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5684-5852

SPIN-код: 1496-1387

Сроки публикации:

Дата поступления: 01.11.2021; дата публикации: 31.03.2024

Список литературы:

Алешинская, Е. В. Риторическая структура введений к исследовательским статьям по компьютерным наукам: сравнительный анализ / Е. В. Алешинская // Научный результат. Вопросы теоретической и приклад- ной лингвистики. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 53–64. – DOI: 10.18413/2313-8912-2023-9-3-0-4.
Байбурова, О. В. Письменная иноязычная коммуникация: формирование навыков академического пись- ма у студентов вуза / О. В. Байбурова // Гуманитерные исследования. Педагогика и психология. – 2021. – №6. – С. 9–15. – DOI: 10.24412/2712-827X-2021-6-9-15.
Болсуновская, Л. М. Академическое письмо: проблемы и пути решения при обучении студентов инже- нерных специальностей / Л. М. Болсуновская, И. Е. Рыманова // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29,
№ 10. – С. 77–85. – DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-77-85.
Дудник, Л. В. Образовательная парадигма академического письма / Л. В. Дудник, Т. С. Путиловская // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 1. – С. 88–97. – DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-88-97.
Зашихина, И. М. Академическое письмо: дисциплина или дисциплины? / И. М. Зашихина // Высшее об- разование в России. – 2021. – Т. 30, № 2. – С. 134–143. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-134-143.
Казакова, О. А. Жанроориентированная методика обучения письменной речи на русском языке как ино- странном (на примере жанра «рекомендательное письмо») / О. А. Казакова, Т. Б. Фрик // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 480. – С. 217–226. – DOI: 10.17223/15617793/480/24.
Халупо, О. И. Особенности речевого общения в процессе письменного взаимодействия / О. И. Халупо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13, № 7. – С. 278–282. – DOI: 10.30853/filnauki.2020.7.55.
Arsyad, S. The impact of genre-based instruction workshops on knowledge and confidence: The case of Indone- sian lecturers in social sciences and humanities in writing articles for international journals / S. Arsyad, A. Arono, I. Maisarah, B. K. Purwo // International Journal of English for Specific Purposes. – 2021. – Vol. 2, Issue 1. – P. 6–33. Bhatia, V. K. Interdiscursivity in professional communication / V. K. Bhatia // Discourse & Communication. – 2010. – Vol. 21, Issue 1. – P. 32–50. – DOI: 10.1177/1750481309351208.
Biesenbach-Lucas, S. Students writing emails to faculty: An examination of e-politeness among native and non- native speakers of English / S. Biesenbach-Lucas // Language Learning and Technology. – 2007. – Vol. 11, Issue 2. – P. 59–81. – DOI: 10125/44104.
Burgos, E. G. Use of the genre-based approach to teach expository essays to English pedagogy students / E. G. Burgos // HOW. – 2017. – Vol. 24, Issue 2. – P. 141–159. – DOI: 10.19183/how.24.2.330.

Chen, Y.-S. Understanding the development of Chinese EFL learners email literacy through exploratory practice / Y.-S. Chen // Language Teaching Research. – 2016. – Vol. 20, Issue 2. – P. 165–180. – DOI: 10.1177/1362168814562014.
Harrison, J. Learning and retention of English email writing skills by students at an engineering university in Ja- pan / J. Harrison, R. Vanbaelen // 2011 IEEE International Professional Communication Conference. – 2011. – P. 1–7. – DOI: 10.1109/IPCC.2011.6087197.
Hyland, K. Genre pedagogy: Language, literacy and L2 writing instruction / K. Hyland // Journal of Second Lan- guage Writing. – 2007. – Vol. 16. – P. 148–164. – DOI: 10.1016/j.jslw.2007.07.005.
Kedrowicz, A. A. Teaching tip: Improving students’ email communication through an integrated writing as- signment in a third-year technology course / A. A. Kedrowicz, S. Hammond, D. C. Dorman // J Vet Med Educ. – 2017. – Vol. 44, Issue 2. – P. 280–289. – DOI: 10.3138/jvme.0816-124R2.
Lancaster, N. Teaching email writing to non-native speakers of English / N. Lancaster // INTESOL Journal. – 2011. – Vol. 8, Issue 1. – P. 75–83.
Nagao, A. The SFL genre-based approach to writing in EFL contexts / A. Nagao // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. – 2019. – Vol. 4, Issue 6. – P. 1–18. – DOI: 10.1186/s40862-019-0069-3.
Pagliaro, M. Enhancing the use of e-mail in scientific research and in the academy / M. Pagliaro // Heliyon. – 2020. – Vol. 6, Issue 1. – P. e03087. – DOI: 10.1016/j.heliyon.2019.e03087.
Wijayanti, M. A. Genre pedagogy to the teaching of academic writing in tertiary level and cognitive empower- ment / M. A. Wijayanti, E. Emilia, W. Gunawan // The Journal of English Language Studies. – 2017. – Vol. 2, Issue 2. – P. 120–131.
Yasuda, S. Genre-based tasks in foreign language writing: Developing writers’ genre awareness, linguistic knowledge and writing competence / S. Yasuda // Journal of Second Language Writing. – 2011. – Vol. 20. – P. 111–133. – DOI: 10.1016/j.jslw.2011.03.001.