Рубрика: ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ: ОТ ТЕОРИИ К ТЕКСТУ
Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-192-201
Аннотация: В процессе анализа школьной методики и практики работы с теоретико-литературными понятиями было установлено, что традиционно непростые отношения школьников с лирикой во многом обусловлены подходами к ее изучению. Несмотря на убедительное обоснование в отечественной общей дидактике и в методике преподавания литературы ведущей роли теоретических знаний для усвоения учебного материала, Федеральная рабочая программа по литературе (2022) и учебно-методические материалы предлагают литературоведческие сведения во многом фрагментарно и бессистемно. Цель настоящего исследования – выявление круга понятий, позволяющих школьнику постигать запечатленный в лирическом произведении «образ мира», и обоснование направлений их упорядочения. В качестве системообразующего авторами предложено понятие «индивидуально-авторской художественной картины мира», репрезентуемой через образы, пафос произведения и лирического субъекта. С учетом «общеродового» смысла лирики – передачи настроения, переживания изображенного как личностно, эмоционально значимого – обосновано значение восприятия как формы чувственного познания, осуществляющей себя в воссоздании, воображении запечатленного в слове образа. В статье доказывается необходимость изменения подхода к освоению ключевого при создании образа художественного средства – метафоры: ее изложению и осмыслению как способа воплощения индивидуально-авторского взгляда на мир (художественно преображенный мир поэта реализуется через содержание сближаемых им объектов). Исходя из корпуса изучаемых в основной школе лирических произведений, доказана целесообразность расширения подлежащих освоению видов пафоса: включения представления о художественных способах жизнеутверждения (романтике, идиллическом пафосе) в дополнение к традиционно выделяемым гражданскому, патриотическому и героическому. Особое внимание уделено введению понятия лирического субъекта и дифференциации его от понятий лирического героя и героя ролевой лирики.
Ключевые слова: теоретико-литературные понятия; лирика; анализ лирического текста в школе; принцип системности

Для цитирования:

Обласова, Т. В. Изучение лирики в современной школе: теоретико-литературный аспект / Т. В. Обласова, О. Г. Марчукова // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 192-201. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-192-201.

For citation

Oblasova, T. V., Marchukova, O. G. (2024). Teaching Lyrics in the Modern School: A Theoretical and Literary Aspect. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 192-201. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-192-201.

Об авторе (авторах) :

Обласова Т.В.
Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4667-8218 SPIN-код: 5053-7262


Марчукова О.Г.
Тюменский государственный институт развития регионального образования (Тюмень, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0004-2184-0030 SPIN-код: 5464-9130

Сроки публикации:

Дата поступления: 11.04.2023; дата публикации: 31.03.2024

Список литературы:

Анненский, И. А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии / И. Анненский. – М. : Наука, 1979. – URL: http://annenskiy.lit-info.ru/annenskiy/articles/annenskij/majkov-pedagogicheskoe-znachenie.htm (дата обращения: 20.03.2024). – Текст : электронный.
Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. – М., 1960. – 486 с.
Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – 2-е изд. – М. : Искусство, 1986. – 445 с. Беленький, Г. И. Теория литературы в средней школе : пособие для учителя / Г. И. Беленький. – М. : Просвещение, 1976. – 222 с.
Бройтман, С. Н. Лирический субъект / С. Н. Бройтман // Литературоведение. Литературное произведе- ние: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999. – С. 95–104.
Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе / Г. А. Гуковский. – М., 1966. – URL: https://scepsis.net/library/id_2556.html (дата обращения: 20.03.2024). – Текст : электронный.
Зинин, С. А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по литературе / С. А. Зинин, М. А. Барабанова, Л. В. Новикова. – М., 2022. – 73 с.
Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие / А. Б. Есин. – 3-е изд. – М. : Флинта, Наука, 2000. – 248 с.
Каганович, С. Л. Обучение анализу поэтического текста : методическое пособие для учителей- словесников / С. Л. Каганович. – 3-е изд. – М. : Русское слово, 2012. – 103 с.
Коровина, В. Я. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Ко- ровиной. 5–9 класс : пособие для учителей общеобразовательных организаций к предметной линии учебников под редакцией В. Я. Коровиной / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2014. – 351 с.
Маранцман, В. Г. Избранные труды. Т. 1 / В. Г. Маранцман ; под редакцией Е. К. Маранцман. – 2-е изд., стер. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. – 336 с.
Островский, А. Н. Полное собрание сочинений. Том XIII. Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843–1886 / А. Н. Островский. – М. : ГИХЛ, 1952. – URL: https://fantlab.ru/edition135141 (дата обращения: 20.03.2024). – Текст : электронный.
Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – М. : Издательство Кулагиной ; Intrada, 2008. – 358 с.
Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
Рез, З. Я. Изучение лирики в школе / З. Я. Рез. – Л. : Просвещение, 1968. – 173 с.
Скаткин, М. Н. Вопросы теории построения программ в советской школе / М. Н. Скаткин // Вопросы дидактики. Известия академии педагогических наук РСФСР. Вып. 20. – М. ; Л. : Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1949. – С. 5–37.
Сухих, И. Н. Структура и смысл: теория литературы для всех / И. Н. Сухих. – СПб. : Азбука, 2018. – 544 с. Терещенко, Е. В. Почему в современной России не популярна поэзия, или Ценностные основания гуманитарного кризиса в современном мире / Е. В. Терещенко // Вопросы философии. – 2013. – № 8. – С. 5–92.
Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2004. – 405 с.
Хохлова, И. С. Изучение композиции литературных произведений как фактор литературного и личност- ного развития школьников / И. С. Хохлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-1. – С. 267–270.
Чертов, В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе : монография / В. Ф. Чертов. – 2-е изд., доп. – М. : Издательство «Прометей», 2013. – 248 с.