Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-202-209
Аннотация: В статье предлагается анализ образовательных целей творческих заданий по литературе в их взаимосвязи с рецептивной деятельностью читателя. Основной метод исследования – концептуальный и жанровый анализ. Образцы творческих заданий и определение содержания понятия «творческое задание по литературе» могут быть полезны для методической подготовки учителей-словесников. В статье предлагается деление творческих заданий на 1) побуждающие читателя-школьника к воспроизведению речевого жанра (научного или научно-популярного: статьи в словарь или энциклопедию; публицистического: заметки в блог или на сайт, публичного выступления и т. п.; прикладного: инструкции, хэштегов к тексту; юридического: экспертизы текста; синтетического: комикса, проекта бильд-редактора с визуальными мате- риалами к произведению литературы, сценария, либретто, мизансцены, проекта обложки книги) или 2) побуждающие к подражанию художественному литературному жанру. Описываются трудности выполнения творческих заданий и даются методические рекомендации. Были выявлены следующие цели использования творческих заданий: 1) расширить рецептивный кругозор читателей-школьников; 2) стимулировать их творческую деятельность в направлениях, предусмотренных художественной логикой произведений; 3) творческие задания по литературе позволяют сфокусировать внимание читателя на моменте собственного восприятия литературного текста, обусловленного этим текстом; 4) обогатить представления о многообразии литературных форм не через опосредованное описание, а через непосредственное восприятие и воспроизведение в собственном письме.
Ключевые слова: творческое задание по литературе; культура чтения; подготовка к Олимпиаде по литературе; образцы творческих заданий; творческое письмо; изучение литературного мастерства; олимпиада по литературе

Для цитирования:

Дрейфельд, О. В. Зачем нужны творческие задания по литературе? / О. В. Дрейфельд // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 202-209. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-202-209.

For citation

Dreifeld, O. V. (2024). Why Do We Need Creative Writing Tasks in Literature?. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 202-209. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-202-209.

Об авторе (авторах) :

Дрейфельд О.В.
Кемеровский государственный медицинский университет (Кемерово, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3612-0237 SPIN-код: 9605-6551

Сроки публикации:

Дата поступления: 07.10.2023; дата публикации: 31.03.2024

Список литературы:

Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1972. – 470 с.
Брунер, Дж. Процесс обучения / Дж. Брунер. – М. : АПН РСФСР, 1962. – 82 с.

Кучерская, М. Профессор Бродский: poetica ex cathedra / М. Кучерская, Е. Кельберт // Новое литературное обозрение. – 2023. – № 183. – С. 122–138. – DOI: 10.53953/08696365_2023_183_5_122.
Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход / С. П. Лавлинский. – М. : Флинта, 2003. – С. 228–243.
Методические рекомендации по организации школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе. – URL: https://iro63.ru/detskaya-odarennost/VSOSH/2023-2024/metod_ recom/lit.pdf (дата обращения: 05.10.2023). – Текст : электронный.
Нечаева, О. Creative writing studies: исследования в области литературного мастерства / О. Нечаева, М. Кучерская // Новое литературное обозрение. – 2023. – № 183. – С. 76–83.
Романичева, Е. С. Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор) / Е. С. Романичева // Педагогический ИМИДЖ. – 2021. – Т. 15,
№ 2(51). – С. 198–214. – DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-198-214.
Тюпа, В. И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии / В. И. Тюпа. – Красноярск, 1987. – 217 с.
Уварова, В. Олимпиады по литературе 2020 года: творческие задания, субъективность и другие подводные камни / В. Уварова. – URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/9342670-literature_olympiads (дата обращения: 05.10.2023). – Текст : электронный.
Филонова, Ю. А. Принципы руководства творческими упражнениями учащихся в методических системах педагогов-словесников второй половины XIX века / Ю. А. Филонова // Ярославский педагогический вестник. – 2001. – № 3-4. – С. 65–70.
Ядровская, Е. Р. Проблема творческих работ в школьном литературном образовании / Е. Р. Ядровская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 112. – С. 63–72.