Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-2-57-66
Аннотация: Проблемное поле статьи связано с рассмотрением   особенностей организации и аксиологической составляющей игровых художественных текстов современной детской литературы. Языковая игра, являясь обязательным компонентом порождения такого текста, выполняет в нем сюжетообразующую функцию, «втягивая» адресата (ребенка) в креативный процесс дешифровки авторского замысла. В качестве материала исследования выступают   рассказы   детского писателя К. Мелихана, чей   идиостиль отличается ярко выраженной игровой доминантой, сквозь которую в парадоксальном юмористическом ключе высвечиваются фантастические и реальные «сюжеты» из жизни современных школьников и   в целом специфика детской ментальности и картины мира. В заданном аспекте анализируются используемые писателем   жанровые формы игровых текстов, транслирующих авторскую идею и некие аксиологические   установки в нестандартном, занимательном для читателя (и не только ребенка) ключе. Под   аксиологическими регистрами языковой игры в детской художественной литературе понимаются авторские эксперименты, связанные с представлением ориентиров детского языкового сознания в оценочном измерении.   В числе таких аксиологических регистров  в рассказах К. Мелихана выделены: прецедентный  регистр языковой игры, эксплуатирующий стереотипные формулы сказочного канона, осмысленные в шутливо-ироническом  ключе;   полезный   (дидактический) совет – в  жанре  анекдота (притчи); аксиологический регистр  дискредитирующей  игровой имитации (в жанре портретирования, описания внешности персонажей при помощи жаргонизмов детской речи); аксиологический регистр языковой игры, транслирующий особенности   парадоксальной детской логики – в том числе осознанной манипуляции значением слова.  В целом аксиологические векторы языковой игры в детской литературе ориентированы на ментальные доминанты языкового сознания читателя-ребенка, что создает условия для вовлечения его в сотворчество с автором, стимулируя к дешифровке намеренно смоделированного парадокса, создающего юмористический эффект. Вместе с тем игровой текст детской литературы – это текст двойной адресации, что обусловлено глубиной выводимости игровых импликатур ребенком и взрослым. В этой связи в статье намечается перспектива исследования рецепции «детских текстов» с применением психолингвистических   экспериментов.
Ключевые слова: русская литература; современная детская литература; игровой художественный текст; аксиологические регистры языковой игры; ментальные доминанты детского языкового сознания; детская речь

Для цитирования:

Гридина, Т. А. Аксиологические регистры языковой игры в детской художественной литературе / Т. А. Гридина. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 2. – С. 57-66. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-57-66.

For citation

Gridina, T. A. (2025). Axiological Registers of Language Game in Children’s Fiction. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 2. P. 57-66. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-57-66.

Об авторе (авторах) :

Гридина Т. А.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

orcid id: https://orcid.org/0000-0003-3993-5164

SPIN-код: 9100-3240

Сроки публикации:

Дата поступления: 05.05.2025; дата публикации: 30.06.2025

Список литературы:

Источники

Мелихан, К. Звездный пес. Рассказы, повести, сказки / К. Мелихан. – СПб. : Союз писателей Санкт-Петербурга, 2013. – 280 с.

Литература

Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. – М., 1985.

Григорьев, В. П. Поэтика слова / В. П. Григорьев. – М. : Наука, 1979. – 344 с.

Гридина, Т. А. «Своя игра»: ребенок в мире языка : монография / Т. А. Гридина. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2016. – 177 с.

Гридина, Т. А. «Рисунок пером»: игровой текст в аспекте его восприятия / Т. А. Гридина, Н. С. Абрамова // Вопросы психолингвистики. – 2024. – № 2 (60). – С. 47–63. – DOI: 10.30982/2077-5911-2024-60-2-47-63.

Гридина, Т. А. Метаязыковая рефлексия ребенка над игровым текстом: экспериментальные данные / Т. А. Гридина // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – 2024. – № 22. – С. 15–34.

Гридина, Т. А. Смысловая перспектива слова в игровом художественном тексте / Т. А. Гридина // Лингвистика креатива-4 : коллективная монография / под ред. Т. А. Гридиной. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 270–281.

Гридина, Т. А.  Игровой текст как форма авторского художественного миромоделирования (статья первая) / Т. А. Гридина, А. В. Кубасов // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2017. – № 14. – С. 46–63. – DOI: 10.17223/23062061/14/3.

Захарова, М. В.   Моделирование реальности в игровых текстах (на примере произведений Владимира Свержина) / М. В. Захарова // Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты : материалы X Виноградовских чтений 15–17 ноября 2007 года : в 2-х частях. Часть II.   –  М. : МПГУ, 2007. – С. 242–248.

Коновалова, Н. И. Гадание как текст: экспериментальное исследование этнокультурных стереотипов / Н. И. Коновалова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2021. – № 2. – С. 142–155. – DOI: 10.26170/23067462_2021_02_12.

Купина, Н. А. Стилистика современного русского языка / Н. А Купина, Т. В. Матвеева. – М. : Юрайт, 2025. – 415 с. – URL: https://urait.ru/bcode/559766 (дата обращения: 03.05.2025).

Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М. : Эксмо, 2023. – 448 с.

Люксембург, А. М. Игровая поэтика: введение в теорию и историю / А. М. Люксембург // Игровая поэтика. Вып. 1 : сборник научных трудов ростовской школы игровой поэтики. – Ростов-на-Дону : Литфонд, 2006.  – С. 5–25.

Никитина, Л. Б. Семантические доминанты детской речи / Л. Б. Никитина // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: труды Уральского психолингвистического общества. Вып. 23. – Екатеринбург, 2025. – С. 102–115.

Почепцов, Г. Г.  Язык и юмор / Г. Г. Почепцов. – Киев, 1990. – 179 с.

Пропп, В. Я.  Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. Русская сказка / В. Я. Пропп. – СПб. : АСТ, 2024. – 896 с.

Харченко, В. К.  Словарь современного детского языка / В. К. Харченко. – М. : АСТ ; Астрель, 2005. – 635 c.

Цейтлин, С. Н.   Онтолингвистические этюды : монография / С. Н. Цейтлин ; под науч. ред. М. Б. Елисеевой. – 2-е изд., испр, и доп. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. – 272 с.