Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-01-02
Аннотация: В статье М. Липовецкого рассматриваются основные характеристики неоромантизма в русской поэзии ХХ века как дискурсивной формации, объединяющей таких разных художников, как Н. Гумилев, С. Есенин, А. Вертинский, А. Ривин, М. Светлов, Б. Слуцкий, Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Б. Ахмадулина и др. В качестве важнейших принципов неоромантизма рассматриваются стилизация, множественность и театрализация «я», доминиривание оксюморона и интерес к пограничным ситуациям (отсюда высокая популярность жанра баллады среди неоромантиков). Последний порождает, с одной стороны, эстетизацию маскулинности и насилия, а с другой, радикальный отказ от позиции силы в пользу «сентиментальности». В целом, неоромантический дискурс предлагает исключительно гибкий механизм символических «переговоров» и поиска компромиссов между индивидуальной свободой (во многом понятой в соответствии с философией Ницше) и политическими и / или культурными силами времени, требующими от человека жертвовать своей свободой ради общего дела или национальных интересов.
Ключевые слова: РУССКАЯ ПОЭЗИЯ, РУССКИЕ ПОЭТЫ, ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, НЕОРОМАНТИЗМ, ДИСКУРСИВНАЯ ФОРМАЦИЯ, КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТА, СТИЛИЗАЦИЯ, ОКСЮМОРОН

Для цитирования:

Липовецкий, М. Н. Неоромантизм в русской поэзии XX — XXI веков: смысл и границы понятия / М. Н. Липовецкий // Филологический класс. – 2018. – №1 (51). – С. 13-18. DOI 10.26710/fk18-01-02.